На рынке недвижимости ожидается волна насилия

Кто бы мог подумать, что меры правительства по обузданию инфляции аукнутся вспышкой насилия в среде предпринимателей, занимающихся недвижимостью. Как подтвердили “Телеграфу” эксперты, ситуация на рынке недвижимости, особенно в ее спекулятивном секторе, серьезно накалена. Сами бизнесмены не исключают, что проблемы на рынке могут вызвать волну насилия.

Смерть двух бизнесменов, которые работали в сфере недвижимости, подтверждает эти опасения.

Еще весной, когда разрабатывались меры по ограничению ипотечного кредитования, многие эксперты предполагали, что правительственный план может привести к непредсказуемым последствиям. Но на практике оказалось, что это может вызвать вспышку криминального насилия в целой отрасли.

Напомним, что в минувшую пятницу на ул. Валдекю в подъезде одного из домов ударом ножа под лопатку была убита женщина, которая занималась предпринимательской деятельностью в сфере недвижимости. Спустя всего четыре дня, во вторник, возле Дзегужкалнса от огнестрельных ранений скончался в машине “Скорой помощи” еще один бизнесмен, также имевший дело с недвижимостью. Город заговорил о возврате к эпохе криминальных разборок 1990-х годов. Есть веские основания считать, что эти убийства не последние и спровоцированы они… борьбой с инфляцией.

Маклер вспоминает прошлое

“Подобное развитие событий предсказывал, помнится, несколько месяцев назад начальник Криминальной полиции Риги Инт Кюзис, — рассказал Телеграфу член правления компании Niro fond Вадим Марков. — Он как раз об этом и говорил — что если люди берут кредиты или принимают долевое участие в инвестировании каких-то проектов, связанных с недвижимостью, а потом начинают возникать проблемы с платежами или возвратом денег, то не исключены криминальные разборки. Тем более что в сделки с недвижимостью, вполне вероятно, вовлечено много людей с криминальным прошлым, которые конфликтные ситуации предпочитают решать с помощью своих методов. Когда все шло хорошо, было тихо, а как только возникли проблемы, так они начали проявлять свою сущность”.

По мнению Вадима Маркова, основной проблемой на латвийском рынке не-движимости сегодня является резкое изменение банками, под давлением правительства, условий кредитования. В связи с этим многие операции на рынке недвижимости либо прекратились, либо сильно затруднены. Например, операции с землей банки практически не кредитуют, поэтому тем, кто имеет большой портфель инвестиций именно в земельной собственности, сейчас особенно тяжело.

Достаточно много людей вынуждены терять свои участки либо продавать их за 30—40% от рыночной стоимости. А ведь есть дольщики, которые вложили деньги в недвижимость, а эта недвижимость не может быть продана. И они вынуждены как-то спасать свои первичные взносы. Или взять строителей, которые не в состоянии распродать новострой. Так что возможны различные сценарии возникновения конфликтных ситуаций. “Мне трудно судить именно об этих двух убийствах, но объективные условия для возникновения достаточно серьезных конфликтных ситуаций на латвийском рынке недвижимости имеются”, — делает вывод Вадим Марков.

За долги не убивают?

“Наверняка можно говорить о некоторых дискомфортных моментах на рынке недвижимости в Латвии, связанных с выполнением финансовых обязательств, но в данном случае логики в убийстве этих конкретных людей я не вижу, — несколько разряжает обстановку в разговоре с Телеграфом председатель правления компании Coral Group Милана Скумбиня. — Какой смысл лишать жизни человека, даже если он был кому-то должен либо не выполнил свои обязательства. Это, скорее всего, заказные убийства, но они могут касаться как сферы недвижимости, так и других сфер бизнеса. Может, это месть. Просто эти убийства так совпали, что внимание акцентируется лишь на недвижимости. Я думаю, что спекуляций здесь немножко больше, чем реальной связи с деятельностью убитых”.

Милана Скумбиня напоминает, что правила игры в сфере недвижимости кардинально изменились по сравнению с девяностыми годами, когда мало было механизмов, законодательно регулирующих этот рынок, и все происходило весьма сумбурно и дико. Сейчас же все сделки оформляются по перечислению, крупных сумм наличными уже с собой никто не носит. “То, что произошло, конечно, может касаться профессиональной деятельности убитых, но это вопрос аудитории, в которой они вращались”, — считает специалист по недвижимости.

От оптимизма к пессимизму

“Когда на рынке становится трудно, то трудно не только законопослушным игрокам, но и тем, которые играют по другим правилам, — комментирует сложившуюся ситуацию председатель правления компании Latio Эдгар Шинс. — Рынок недвижимости сейчас не такой ликвидный. Если некоторое время назад было легко сдерживать всякого рода обещания и многие прогнозы оправдывались, то сейчас, в период затишья, люди становятся более нервными и более остро реагируют, когда что-то не получается. И я не скажу ничего нового по поводу того, что есть люди, которые при выяснении отношений с партнерами не используют возможность судиться во многих инстанциях, а прибегают к другим методам”.

По мнению Эдгара Шинса, последние пять лет события на рынке недвижимости сделали людей оптимистами, а наступивший спад в данной сфере несколько этот оптимизм поумерил. Как бы нам не впасть сейчас в другую крайность — мрачный пессимизм.


http://www.novonews.lv/news/2007/09/14/crime/025425.html


Написать комментарий