Французская художница из нашего города

Удивительные встречи происходят порой на улицах летнего Даугавпилса... Когда все, кто его любят и помнят, приезжают сюда погостить.
Слушать новость:

Именно такая счастливая случайность помогла нам познакомиться с замечательной французской художницей Ольгой Самойленко. Но французской ли?! Родилась она в Даугавпилсе: «Здесь мои корни. Отсюда в общем-то все и вышло… Это латгальское спокойствие чувствуется во многих моих картинах. А ведь спокойной наша природа только кажется. Вот, например, сосны… Кора латгальских сосен на первых взгляд просто коричневая, а на самом деле стоит только присмотреться — в ней множество красок, бликов: там и оранжевый, и фиолетовый. Среди всего этого спокойствия чувствуется такая внутренняя динамика, столько солнечных красок. И это способствует движению вперед. Смотрите, сколько у нас тут способных людей родилось». И это словосочетание «у нас», так легко оброненное Ольгой, очень порадовало…

Фейерверки красок

В детстве Ольга обожала ходить с мамой в наш краеведческий музей. Во-первых, ей очень нравились львы у входа. Во-вторых, там можно было увидеть много всего интересного… «Может быть, мне приснилось, но во всяком случае я помню, как меня поразили летающие фигуры с картин Шагала. Скорее всего, его работы привезли в коллективной выставке белорусских художников. Но я так ярко запомнила это впечатление!» А еще маленькая Оля обожала ходить в театр: «Часто мы ходили в театр бесплатно (мама сдавала одну из комнат нашей квартиры артистам гастролирующих театров). Правда, сидели на галерке или даже у осветительных прожекторов. А еще я могла зайти за кулисы. Помню, однажды увидела, как гримируется солистка Ленинградского театра оперетты. Она опасалась, что я испугаюсь того, как выглядит грим вблизи. К тому же это была «Летучая мышь». А мне наоборот очень понравилось — такие яркие краски!».

На самом деле картины Ольги Самойленко поражают цветовой насыщенностью: оттенки всех цветов радуги оживают здесь с особой яркостью и сочностью. «Я люблю, чтобы было многоцветие. Хотя мне нравится, когда у кого-то… (именно у кого-то!) получается выразить несколькими красками столько всего… Вот приятель мой один в трех красках такие чудеса умудряется делать. Думаю — ну можно же! Но мне не удается. У меня фейерверки красок, фейерверки!» Но в самом деле есть гармония в мире. Пусть всяк рисует, как у него душа просит… А радость от буйства красок, что находишь в творчестве Ольги Самойленко, трудно недооценить. И вот кружится в бесконечном фуэте балерина на картине под названием «Звездный водоворот», где цветут краски, что наполняют саму ЖИЗНЬ от морских глубин и до космических просторов…

Лабиринт возможностей

Но сначала… «Моя мама — практичный человек. Она считала, что прежде, чем заниматься художествами, надо получить серьезную профессию, и настояла на этом. Она мечтала, чтобы я ходила в белом халате, и в 17 лет я уехала в Москву поступать в медицинский. А я от этого за сто верст была… И с радостью провалила экзамены. В общем — долгая это история, но в результате я закончила Московский институт экономики. Получила диплом инженера-экономиста. А чтобы остаться в Москве, я устроилась на работу — трудилась художником-оформителем. Рисовала все подряд — вывески, фрески, оформляла сцены». Вообще первой оформительской работой Ольги стала сцена актового зала бывшей даугавпилсской средней школой №5. Панно из снеговиков, склеенных из обойной бумаги, украсило Новогодний праздник в тот далекий год.

Но в Москве творческая деятельность Ольги Самойленко шла эпизодически. Советские времена завершались, прошла Перестройка, и наступил 1993 год, когда Ольга внезапно для себя уехала жить во Францию. «Мой диплом там оказался никому не нужен. Но я ведь человек активный. Стала преподавать русский язык взрослым и детям в одном из культурных центров.

А потом в этом же центре познакомилась с английским художником, к которому напросилась в ученики. И именно с этого человека, я думаю, все и началось по-настоящему. Он мне открыл двери, которые у меня были и раньше, но которые были все же закрыты до поры до времени… Стал даже не учителем, а гидом. Гидом в том лабиринте возможностей, которые были у меня и раньше, но которые нужно было раскрыть. И понеслось!».

Творческий процесс идет

Потом Ольга Самойленко училась еще у одной французской художницы, но настал момент, когда ее учительница, ставшая уже подругой, сказала ей: «Прекрати сюда ходить — мне учить тебя больше нечему!» И тогда Ольга со своей подругой-скульптором решили выставляться в салонах. И в первом же салоне (в Версале) она получает… первую премию среди молодых художников. «Мы были такие воодушевленные! И представьте — выставилась в следующем салоне во французском городе Ла-Рошель, что находится на Атлантическом побережье, и опять получила первую премию современного искусства. Думаю: ну ничего себе… Потом, конечно, страсти поутихли, все вошло в свою колею. Нужно было наработать определенный опыт. И опять же известная истина — не останавливаться на достигнутом. И ведь когда рисуешь, пишешь стихи или сочиняешь музыку, то невозможно сказать: ВСЕ! Мол, я добился всего. Наоборот — хочется искать, все время идти вперед…».

Надо отметить, что таланту Ольги Самойленко виртуозно поддаются практически все художественные жанры: в ее виртуальной галерее каждый может полюбоваться и фееричной абстракцией, выражающей порой самые эксцентричные эмоции, и строгими классическими рисунками, выполненными тушью, и трогательными изображениями животных. Что касается самого творческого процесса, то Ольга точно уверена в одном — урывками писать картины невозможно. «Важно, чтобы у тебя была ЦЕЛЬ! И тут я начинаю думать на какую-нибудь определенную тему. И уже ночами не спишь. В общем, творческий процесс идет с того самого момента, как начинаю думать о подготовке к написанию картины. Даже если руки еще ничего не делают — сознание уже работает. Техническая сторона работы приходит в последнюю очередь, когда ИДЕЯ уже вызрела. Хотя иногда нужно и, как я говорю, просто «шкрябать». Шкрябаешь один день, второй и вдруг — ДА! — получается. Вообще у художников ничего не пропадает. Даже огрызки (не яблочные, конечно) карандашей, остатки фломастеров». Именно так родилась картина Ольги под названием «Тяжелое солнце» — на фоне солнечного круга здесь и болты, и гайки, и какие-то железные обрезки… И в самом деле от такого металлического солнца можно получить солнечный удар…

Дом на красивом холме

Сейчас Ольга Самойленко живет и творит в самом центре Франции, в пригороде города под названием Лимож. «После Москвы… Я не думала, что там останусь. После большого города вы практически живете в деревне… Даже Даугавпилс — большой город. И тут ты или соглашаешься на такую жизнь, или нет. Тут даже сравнивать глупо. Ты вырываешься из бурной, кипящей жизни, погружаешься в нечто совсем противоположное. А я ведь поначалу вообще языка не знала, и машины у меня не было. Так я огород завела и сразу подружилась со всеми соседями. Им тоже интересно было — приехали к ним соседствовать бельгиец да еще с русской женой…» — говорит Ольга. И восторженно рассказывает о красотах местной природы. Ее дом, где, кстати, находится и ее художественная мастерская, стоит на красивом холме. И, прожив там 14 лет, она не перестает удивляться, насколько живо здесь меняется пейзаж. «Постоянно какие-то новшества, нюансы — то туман ляжет, то луч света непривычно высветит вроде бы такую знакомую поляну. Это вдохновляет».

И история ее замужества романтична. Жан увидел ее на фотографии и тут же влюбился. Вскоре путешествовавшая до этого по всему миру, но оставляющая на «вкусненькое» Францию Ольга отправилась в Париж, где они и познакомились. Жан галантно ухаживал, вместе они объездили всю Францию, привез он ее посмотреть и дом, который хотел купить в Лиможе… А на обратном пути предложил посетить Бельгию, где жила его мама. «Я спросила у него, как он меня представит своим родным. И он ответил — как девушку, на которой хочу жениться… Поначалу его мама (он из семьи аристократов) отнеслась ко мне настороженно — переживала за сына. Но потом мы с ней очень подружились». Детей своих они назвали русскими именами, ведь Жан очень уважает русские корни Ольги. Хотя ее во Франции принимают то за скандинавку, то за немку, и только после ее подсказки, когда она начинает петь «Калинку», французы распознают в ней славянку. Каждое лето Ольга с детьми приезжает в Даугавпилс. И мечтает и в своем родном городе организовать какой-нибудь проект, совместную выставку или еще что-нибудь интересное. Пусть ее мечты сбудутся, ведь наш город от этого выиграет неимоверно.

Елена ГЕДЮНЕ

19.07.2007 , 13:50

"Наша газета"


Написать комментарий