Разводитесь бережно…

По данным статистики, на 100 браков, зарегистрированных в Латвии, приходится 62 развода. Перефразируя известную фразу, можно сказать: все свадьбы похожи друг на друга, все разводы происходят по-разному. Сегодня мы поговорим только об одном аспекте этой проблемы: как сделать так, чтобы при расставании взрослых как можно меньше страдали дети. Наш собеседник – председатель Сиротского суда города Лигита Стразда.

*Когда родители не могут договориться *

Согласно существующему сегодня законодательству, суд при разводе определяет, с кем из родителей останется ребенок, каким образом будут происходить встречи с другим родителем, и какое он (или она) будет принимать материальное участие в жизни ребенка. В случае, когда родители не могут договориться между собой, Даугавпилсский суд запрашивает заключение Сиротского суда. Чтобы сделать правильный вывод, мы должны опираться на мнение самого ребенка. Ему бывает нелегко выбрать между двумя дорогими ему людьми, которых он искренне любит. Ужас в том, что родители часто не понимают этого.

При работе психолога с ребенком вопрос о том, с кем из родителей он хочет остаться, не задается напрямую – это негуманно, так как может нанести психологическую травму. Для выяснения ответа существуют другие методы. Например, тесты. Родители порой не задумываются о том, как оградить своего ребенка от излишних эмоциональных нагрузок. Но, если вопрос о разводе уже стоит ребром, и ребенку придется вынести эти навязанные переживания, то он имеет право хотя бы знать, как изменится его жизнь, и что от него ожидают мама и папа в сложившейся ситуации. Бывает, что они из ложной деликатности не обсуждают происходящее с детьми. Отсутствующая информация замещается в сознании малышей фантазиями, которые могут оказаться страшнее правды.

С 11.00 до 13.00

При определении времени встреч следует помнить, что ребенок – это, прежде всего, человек, а не робот. Например, есть отец, который хочет встречаться с родным чадом по определенным дням – с 11.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00. Ребенку чуть больше года. Предсказать по минутам распорядок его дня невозможно. Папа же, вместо понимания, создает нервную обстановку, торопя и упрекая мать, если та не успела собрать малыша к положенному сроку. При возвращении ребенка родители опять доводят друг друга до истерик. Бывают случаи, когда до метра вымеряется расстояние, с которого можно отпустить ребенка до квартиры матери. Если считают, что решение суда не выполняется в должной мере кем-то из родителей, обращаются в Областной суд. Судятся годами. Я в таких случаях говорю: «Ребенок – не средство ваших разборок. Отпустите друг друга. У вас новые отношения – направьте свои эмоции на них».

Несостоявшаяся встреча

Еще одна сложность связана с отъездом одного из родителей в другую страну. С октября прошлого года в гражданском процессуальном законе произошли некоторые изменения. Так, при бракоразводном процессе ни один из родителей не имеет права до развода (если на это есть решение суда), вывезти ребенка из страны. Это рассматривается как похищение. К каждому решению суда должен прилагаться исполнительный лист, с которым при необходимости можно обратиться к судебному исполнителю, который проследит за исполнением решения суда. Главная проблема, связанная с отъездом ребенка – трудно выяснить, хорошо ли ему за границей. Вот живой пример. Мальчик семи лет почти два года проживает с матерью в Англии. Его отец не имеет возможности даже пообщаться по телефону, услышать голос сына – мать запрещает. Однажды случайно папа дозвонился и узнал от ребенка, что он хочет домой, к нему. Отец, накупив подарков, приехал за сыном. Остановился на несколько дней в гостинице. Но встреча с сыном так и не состоялась – бывшая жена приложила к этому все усилия. Подарки для него пришлось оставить в школе, и неизвестно, передадут ли их сыну. При этом существует решение суда о том, что отец имеет право взять ребенка на время каникул в Латвию. Согласно требованию ЕС, решение суда в Латвии имеет такую же силу в любой стране Евросоюза. Но вопрос – что на деле?

– В прошлом году Сиротский суд в связи с бракоразводными процессами вынес 30(!) заключений по запросам Даугавпилсского суда, – продолжает разговор А.Стразда. – вместе с тем, бывает, что к нам приходят пары, не состоящие в браке – ребенок рожден вне брака, но отцовство установлено. Отец платит деньги на содержание ребенка, однако при этом мать не дает ему возможности встречаться с ним. По закону, у отца есть право обратиться в суд с просьбой о таких встречах.

Пожить вместе с мамой и папой

К сожалению, Даугавпилс занимает одно из первых мест в республике по рассмотрению дел о разводах, при которых родители не могут самостоятельно решить вопросы, связанные с детьми, рожденными в браке. Скачок в такого рода делах произошел в 2006 году, и тенденция к увеличению продолжается. Для меня это самые неприятные заседания суда. Родители приходят со своими адвокатами, представителями. Хорошо, что в городе, наконец, появились юристы с пониманием того, что главное в таких делах – интересы ребенка. Они гасят родительские эмоции с обеих сторон, опираясь на знание законодательства. Вот пример. Неделю назад одна мама, приехавшая из-за границы на два дня, заявила мужу, что желает забрать дочь, чтобы провести вместе с ней отпуск. Девочка живет с отцом два года. Мы выразили желание видеть самого ребенка, чтобы узнать его мнение. Психолог сиротского суда работала с девочкой и общалась с каждым из родителей больше часа. После этого специалистом было вынесено заключение: девочка не хочет ехать с матерью. Ее желание – жить с обоими родителями вместе. Она даже толком не знала, что они разводятся – нарисовала семью в полном составе: себя, папу, маму, бабушку. Девочка переживает, чувствует в происходящем какую-то свою вину.

Не меньшие трудности связаны с разводом семей, где есть несколько детей. Как их делить? Дети одной семьи должны расти вместе, они чувствуют друг друга. Даже когда приходится отправлять в приют или адаптировать их, мы стараемся не разделять братьев и сестер.

По закону, малолетние дети до 14 лет не могут быть разлучены с матерью. Исключение – болезнь матери или отсутствие у нее желания заниматься воспитанием ребенка.

Очень плохо, если в послеразводный кризис, связанный с переживаниями ребенка, вмешиваются бабушки. Бывает, что для отца определен порядок общения, а у него появились неотложные дела. Он отвозит ребенка к своей маме. А она, не понимая ответственности за эмоциональное состояние внука (или внучки), начинает порочить его мать, настраивая против нее, задаривая при этом игрушками и сладостями. Естественно, что, видя изменившееся поведение малыша, мама, узнав подробности, начинает возражать против дальнейших встреч с отцом. Конфликт разрастается, доходя до Сиротского суда, – заключила Л. Стразда.

Подводя итог, с долей грустной иронии можно сказать, что все-таки «удачных» разводов больше, чем удачных браков.

Ребенку важно знать – его любят оба родителя. Он нужен и маме, и папе. Мудрые родители, заботясь о психике детей, не станут загружать их своими претензиями друг к другу. Разве покой маленького родного человека не дороже собственных амбиций?

Жанна ЧАЙКИНА

18.07.2007 , 14:45

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий