«Цветная революция» в Латвии: признаки и призраки

Очередное обращение уходящего главы государства к теме «коррумпированных стипендиатов» было обставлено так, чтобы не только еще раз заинтриговать латвийцев, но, подобно коварной леди Винтер в популярном сериале про мушкетеров, довести некоторых до исступления, как того английского рыцаря: «Имя, сестра! Назовите же имя!!»…
А ведь не столь давно Латвия активно собиралась учить своих восточных соседей правильному устройству государства, чуть ли не экспортировать истинную демократию «лицензированного» западного образца. Но вместо этого у нас самих почему-то стали происходить вещи, напоминающие типичные СНГ-шные политические разборки: «слив» телефонных прослушек, показательные аресты олигархов, обнародование договоров крупного капитала с политическими партиями. И наконец, эта попытка подвести некую, если не юридическую, то хотя бы морально-политическую базу под возможный роспуск Сейма в виде референдума. Временами схемы прорисовываются столь откровенно, что кажется, вот-вот увидим знакомые по телерепортажам из-за рубежа сполохи «цветной революции». Правда, учитывая ментальность местного избирателя и тесноту улицы Екаба, классический майдан у нас вряд ли возможен, да и оранжевый цвет давно стал символом совсем иной политической силы…

Запоминается последняя фраза

Тогда тем более непонятна странная суета в верхах, начавшаяся в этом году без какого-либо видимого повода. В самом деле, страна, судя по бравурным отчетам, экономически процветает, ВВП растет, НАТО довольно нашими солдатами, а ирландские и английские работодатели – нашими гастарбайтерами. Во всех мыслимых структурах, обладающих хоть какой-то властью или дающих материальный достаток, расселись политически и этнически свои. Казалось бы, самое время спокойно греться в лучах заслуженной славы и пожинать плоды стабильности.

Однако пришла беда, откуда не ждали. Должностное лицо, занимающее пост по определению декоративный и политической ответственности по конституции не имеющее, неожиданно проявило под занавес полномочий невиданную политическую активность. Почему под занавес – понять еще можно, президента-то у нас избирает тот самый Сейм, каковой вместе с назначенным его же большинством правительством нещадно громится в последние месяцы впавшей в форменное неистовство обитательницей Рижского замка. Начни она творить нечто подобное в начале или середине какого-то из своих двух сроков, так обидевшиеся депутаты нажали бы кнопки для голосования – и все, пришлось бы уважаемой гранд-даме намного раньше заняться изучением дайн, а не политических коллизий.

Другое дело – «неожиданно» увидеть коррупцию, некомпетентность и даже – вот ужас-то! – «угрозу секретам НАТО» в период, когда в выделенных за счет латвийского бюджета пенсионных апартаментах уже готовятся клеить обои. Тем более, как это известно профессиональному психологу Вике-Фрейберге, лучше всегда запоминаются именно последние фразы и поступки. Так почему бы не остаться в местной истории и народных воспоминаниях этакой воительницей за справедливость?

Уйти, чтобы вернуться?

Однако накал политической страсти, который демонстрирует наша, фактически уже ушедшая, президент, заставляют усомниться в том, что ею движут лишь персональное тщеславие и склочность характера. Так уходят, чтобы остаться. Но, во-первых, Латвия не какой-то азиатский «-стан», здесь пресловутый «третий срок» без потери тщательно отлакированного образа европейскости не организуешь. Да и выборы преемника, хоть и с некрасивыми сценами кухонной свары, все же уже прошли. Во-вторых, почему проблема преемственности в последнее время вообще подспудно возникает в любой дискуссии, к тому же на фоне рассуждений о некоем кадровом дефиците? Али оскудела земля латвийская политическими талантами?

Так не в талантах же дело… Дело в том, что у многих ныне правящих и просто влиятельных лиц грехов можно насобирать поболе, нежели у Лембергса, Затлерса и Эндзиньша вместе взятых. Это если кто-то вдруг решится такое сделать. Вот тут и надо вспомнить, из-за чего начался весь этот сыр-бор, на чем переполнилась чаша терпения зарубежных «кураторов», – это была попытка правящей коалиции усилить свой контроль над спецслужбами. Но эти структуры – очень удобный инструмент контроля как раз над ними, политиками и партиями, пришедшими во власть во время «большого хапка» и законодательной неразберихи «переходного периода». Ведь именно курируемые натовцами спецслужбы в соседней Литве приложили руку к замене «внесистемного» Паксаса на президента с традиционным американским гражданством.

Зная менталитет и прошлые дела правящих политиков, угрозу с их стороны атлантическим интересам можно считать достаточно эфемерной, но, похоже, там не хотят рисковать даже по мелочам. Так что вполне возможно, что наша дважды пенсионерка еще пригодится рачительным заокеанским хозяевам и именно с этим связана вызывающая такое удивление ее бурная активность у финишной черты президентства…


Написать комментарий