По реке Шунице: от истока до устья 2

фото автора
фото автора
Старые диваны, кровати, огромные шины, прочий мусор губят 2,5-километровую реку, окаймляющую старинную Крепость.

Кто оплатит больничный лист?

На всем своем небольшом протяжении Шуница – так речку чаще всего зовут в народе – вместо утраченных естественных порогов и перекатов получает в дар от не самых лучших горожан такие «подарки», что стала серьезно болеть. Приглашать экологов-лекарей оказалось бесполезным: не спешат они на вызов. Ни те, что едят государственный хлеб, ни живущие за счет Европы. А между тем речке плохо, появились признаки необратимых явлений. Мы в этом убедились, пригласив в однодневную экспедицию компанию гидрогеологов.

Они оказались еще и любителями старины, что проявилось у истока речки, которая вытекает из одноименного озера. Называлось оно в старину Моховое, что и зафиксировано на карте времен строительства Динабургской крепости. Началом ее обводного оборонительного канала и является речка, сообщающаяся с озером шлюзом. Это первое в сложной гидротехнической системе сооружение, регулирующее уровень водоема, прошло проверку временем. А наши современники вместо того, чтобы сохранить шлюз, как часть памятника-Крепости в первозданном виде, решили его украсить. Трубой газопровода, ведущего в престижный коттеджный поселок Эзерциемс. Окрашенное по правилам газовиков в соответствующий яркий цвет, П-образное сооружение рядом со шлюзом смотрится инородным телом. Причем опасным. Рядом проходит раздолбанная улица Цесу, по которой автомашины и мотоциклы выписывают кренделя между ямами. Зимой тут еще опаснее – не раз легковушки свешивали колеса в реку, и только чудо спасало от катастрофы. Едь они чуть быстрее – и труба не выдержала бы тарана.

Знает о запланированной на неопределенное время катастрофе руководитель госпредприятия «Латвияс валстс цели» Гунар Хмельницкий. Но, как он ответил ЭН, городская улица – не его зона внимания. Согласился чиновник с тем, что могли бы газовики проложить газопровод под землей, рекой, благо он небольшого диаметра. Так было бы намного безопаснее. Но дороже для состоятельных владельцев коттеджей Эзерциемса.

  • Но ведь безобразная труба – это покушение на памятник архитектуры, – не унимались гидротехники, обратившие внимание на «заботу» о старинном наследстве. Они поахали-поохали, когда узнали, что сидящие в Даугавпилсе инспекторы по охране памятников в курсе, но никаких мер не предпринимают.

Следуя дальше по топкому берегу речки, находим левый ее приток. По запаху напоминающему дешевый дезодорант, который предпочитают посетители дискотек. Движемся в направлении улицы Видземес и находим трубу, из которой лениво выходит вода. Судя по карте, это сброс с зоны бывшего завода химволокна. Теперь это индустриальный парк, где вместо нынешнего французского преемника завода Rhodia зарабатывает миллионы евро Nexis Fibers. Кроме него есть еще около двух десятков фирм, так что разбираться, от кого идет запашок – задача для экологов, сидящих на госзарплате. В нашем же распоряжении, как и скромно функционирующих обществ природозащитников, только один способ распознавания примесей – органолептический. То есть на глаз, на язык, на нос. Мы брали пробы обонянием. Вчетвером. Могли ошибиться? Вряд ли. Готовы спорить на этот счет.

И под мост ее бросает…

За автопарком на улице Стацияс над Шуницей поставлен мост. Он настолько удобен для сбрасывания с него старой мебели, что этим пользуются не первый год. И никому из «зеленых» не приходит в голову, что если они забредают сюда по своим обязанностям, то могли бы и заглянуть под мост. Он практически забит, стал плотиной. Уровень воды поднялся с одной стороны, а с другой – мелкий ручеек. Его курица перейдет, ну, а там, где воде деваться некуда, полным ходом идет заболачивание почвы.

Шагая по полусухому руслу, упираемся в выступающую на метр плотину из шин большегрузных машин. Кому-то надо ходить напрямик со стороны города на принадлежащие частникам земли правого берега Шуницы. Согласно правилам Думы, хозяева земель должны содержать в порядке прилегающие участки. Пока об этом никто не напомнил. Полагая, что не откликнутся на наш призыв господа, сделавшие миллионы на недвижимости, обратились за помощью к руководителю управления охраны среды Павлу Кацарсу. Он пообещал послать человека. Но не больше, остальное – за Думой.

Бомжи налево. И направо тоже

В среднем течении Шуницы один из нас вспомнил, как тренировался тут несколько зим на байдарке, благо речка не замерзала. Теперь она годится только для соревнований по водному слалому. И то, если скосить нависшие сухие дремучие травы. Их никто не косит. Если кто неосторожно бросит окурок, мало не покажется. Займутся огнем гаражи, коих тут сотни. И есть кому это сделать: встретились четыре компании бомжей. Человек тридцать. Эти вольные люди пропивали то, что дал им ежесуточный сбор бутылок. Закуска росла тут же. Правда не у всех среди вынутой из контейнеров затхлой снеди зеленел лук и краснела редиска здешнего произрастания.

  • Ты, мил человек, понять должен, что не каждый может уложиться в лучшие агротехнические сроки: не успеваем, работа, однако, – пояснила знакомая по редким утренним встречам у контейнера женщина. – На все лето мы сюда. Порядок у нас. Видишь, даже туалеты есть.

Поиздевалась над нами несчастная женщина. Ей ли не помнить, что цивилизация вряд ли позволит назвать три связанные друг с другом жестянки метровой высоты туалетом. Так ведь и стоит он, а другие по нему словно равняются, у самой речки. А ей еще течь и течь к устью, сквозь трубу под улицей Циетокшня. Сюда бы санитарную инспекцию в полном составе!

– Это не наша проблема, – сказала руководитель инспекции Анфиса Яковлева.

Больна речка Шуница. Нужно чистить ее русло. Срочно разобрать плотины из старья под мостами, разобрать плотину из баллонов. Облагородить берега, иначе они превратятся в болото. Проверить на вредность стоки. Многое еще нужно сделать, но прежде составить план неотложной помощи. А дальше предложить владельцам недвижимости взять на себя расходы по вызволению речки из плена забвения, откуда она сама не выберется. Такой диагноз поставили гидрогеологи.

 Владимир Рудой

27.06.2007 , 17:19

Экспресс Неделя


Написать комментарий

Нее.... Дебил есть дебил. ЭН, давайте договоримся - Вы не выкладываете этого дебила, а я не пишу коменты. Это серьёзно. Ну а теперь к пасквилю. И тема вроде затронута нужная, и проблема вроде есть, а читать тошно. Рудой, что возьмёшь. Как же старому маразматику пройти мимо молодёжи и не обос..ть.

Следуя дальше по топкому берегу речки, находим левый ее приток. По запаху напоминающему дешевый дезодорант, который предпочитают посетители дискотек. Движемся в направлении улицы Видземес и находим трубу, из которой лениво выходит вода ...... В нашем же распоряжении, как и скромно функционирующих обществ природозащитников, только один способ распознавания примесей – органолептический. То есть на глаз, на язык, на нос. Мы брали пробы обонянием. Вчетвером. Могли ошибиться? Вряд ли. Готовы спорить на этот счет.

А чего тут спорить? От тебя, Рудой, и воняло :-)

desjovij dezodorant? 4usj! ja sam podrostok i hozu na diskoteki i mogu vam zurnalist skazatj, 4to DESJOVIMI dezodorantami segodnja podrostki na diskotekah ne polzujutsja, sam upotrebljaju HUGO BOSS i ne mnogo, kak v sovetah bilo prinjato napshikivatjsja. Segodnja molodjozj polzujetsja o4enj horosimi i dorogimi duhami i odekolonom,tak 4to ne nado tut - la-la. Esli ne uverni - ne pishite. semj raz otmerj-odin otrezj. Ili v prese lish bi 4to napisatj?

Написать комментарий