Отложенная партия

Саммит ЕС—Россия перенесен на неопределенный срок.

Саммит ЕС—Россия, который должен был состояться 11 ноября в Гааге, отменен по просьбе Кремля. Российские власти утверждают, что причина чисто техническая (еще не утверждена новая Еврокомиссия), а в Брюсселе полагают, что это политический демарш Москвы, связанный с упреками в ее адрес по поводу нарушений прав человека.

Дождемся еврокомиссаров

И без того не самые блестящие отношения между Евросоюзом и Россией дошли до той неприятной стадии, когда стороны отменяют запланированные встречи. Правда, по словам представителей российских властей, они просто просят перенести саммит на более поздний срок в связи с затянувшимся процессом формирования Еврокомиссии. Москва полагает, что переговоры будут более эффективными, если на них появятся новые еврокомиссары. Между тем, напомним, комиссия, после небольших перестановок в ее составе, может быть утверждена Европарламентом не ранее 18 ноября.

Теперь, по словам представителя МИДа Нидерландов, необходимо найти новую дату для встречи и, скорее всего, стороны проведут саммит в декабре.

Четыре общих разногласия

Впрочем, пусть саммит и состоится, но сомнительно, что за такой короткий срок Брюссель и Москва смогут устранить те принципиальные разногласия, из-за которых Кремль решился отменить встречу и отложить, таким образом, создание так называемых “четырех общих пространств” между Россией и ЕС: экономического, внутренней безопасности, внешней безопасности и культурно-правового.

Одним из вышеназванных разногласий являются отличия в трактовках прав человека, и этот болезненный вопрос, естественно, был бы поднят на встрече в Гааге. Москву, несомненно, начнут упрекать в нарушениях прав человека при борьбе с терроризмом. Европа также недовольна тем, что российские власти признали результаты референдума в Белоруссии, и не согласна с инициативами Владимира Путина по отмене прямых губернаторских выборов.
Кстати, нельзя не заметить, что страны Балтии, в том числе и Латвия, вносят свою лепту в ухудшение отношений между Брюсселем и Москвой, которое наметилось раньше, чем прозвучали неосторожные высказывания министра иностранных дел Нидерландов Бернара Бота после бесланской трагедии. Латвийский МИД не скрывает, что на гаагском саммите собирался поднимать болезненные для Москвы темы — и белорусскую, и даже молдавскую.

Неблагоприятный фон

Однако и у Кремля есть претензии к Брюсселю, и их немало. Например, калининградский транзит и требование облегчить визовый режим. Кроме того, Россия собиралась говорить в Гааге о выдаче скрывающегося в Лондоне Ахмеда Закаева и, разумеется, о нарушениях прав нацменьшинств в странах Балтии.

В общем, фон для проведения встречи нельзя назвать благоприятным. После помпезного подписания 27 апреля 2004 года протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией Брюссель и Москва оказались в состоянии вялотекущей “холодной войны”, победу в которой, что совершенно ясно, никто одержать не сможет.

09.11.2004 , 10:27

Андрей ХОТЕЕВ


Темы: ,
Написать комментарий