Чем богат Даугавпилс?

Знаете ли вы, что Академия наук Латвии в числе десяти наиболее значительных достижений в разных областях отметила монографию «Региональная экономика в условиях глобализации: рост конкурентоспособности и активная адаптация», изданную Институтом социальных исследований Даугавпилсского университета? Авторы – Виктор Воронов, Вера Бороненко и Ирина Петрова. С доктором философии и социальных наук Виктором Вороновым беседует наш корреспондент.

- Насколько я знаю, только наш премьер Калвитис и вы упорно утверждаете, что Латгалия – не бедная и не депрессивная. Ну, с правительством все понятно, а у вас какие основания для таких выводов?

- Да, я считаю, что наш регион по многим экономическим показателям ничуть не уступает другим, а вот потенциал значительно выше. Латгалия имеет все предпосылки для того, чтобы выйти на первые роли в развитии хозяйственной деятельности на восточной границе Евросоюза. И причина для такого оптимизма не только в географическом положении, выгодном для транзита. В современном мире на первый план выходят не ресурсы, а технологии. Кто производит больше прибавленной стоимости, тот и богат. Согласитесь, продать вагон угля и вагон мобильников – это несколько разные доходы. Конечно, вся индустрия Латвии сильно отстает от уровня Евросоюза. В Европе доля высоких технологий – 19 процентов, средних – 51, низких – 30. В Латвии высоких технологий всего 3,4 процента. Почти все наукоемкие предприятия сосредоточены в Риге. А из регионов более-менее развитый промышленный потенциал демонстрирует только Латгалия. В Видземском регионе промышленность почти на сто процентов низкотехнологична. В Курземе 97 процентов добавленной стоимости приходится на низкие и средне-низкие технологии. И только в Латгалии 1,3 процента составляют высокие технологии и почти 40 процентов средние. Значит, Даугавпилс, как промышленный центр, не утратил свое значение, сохранил перспективные отрасли.

- Пора просить у правительства принять очередную программу развития региона?

- Есть национальная программа, определены приоритеты и перспективы, и этого достаточно. Беда в том, что при всем желании у правительства нет возможностей существенно изменить что-либо в индустриальной сфере. А надо. Минимальная доля индустрии в стране, если она хочет нормально существовать, должна быть не меньше 17 процентов ВВП. В 90 году в Латвии этот показатель был 36 процентов. Сейчас разные источники называют цифры от 14 до 23 процентов, по наши оценкам, промышленный сектор занимает чуть меньше 20 процентов.

- Но ведь в последнее время идет достаточно быстрое развитие экономики…

- Да, но развивается прежде всего сфера услуг. Промышленный потенциал восстанавливается медленно. Только к 2010 году Латвия достигнет уровня 1990 года. Чрезвычайно важно, какие предприятия придут на смену исчезнувшим заводам. К сожалению, мы полностью зависим от зарубежных инвесторов. Как привлечь тех, кто готов развивать в Латвии наукоемкое производство?

- Вот, опять вся надежда на зарубежных инвесторов. А они предлагают то целлюлозный комбинат на Даугаве, то нефтеперегонный завод под Даугавпилсом, то производство ядовитого формальдегида. Опыт доказывает, что их привлекает или дешевая рабочая сила, или желание убрать со своих территорий экологически опасное производство. Вы верите, что Европа просто так нам что-то даст?

- Не верю. Европейские структурные фонды ориентированы на то, чтобы в производство было вложено не более 25 процентов средств. Да и то, это обычно очистные сооружения, дороги и прочее, полезное Евросоюзу в целом. Остальное – это учеба, консультации, конференции, то есть зарплата европейских специалистов. Но и эти 25 процентов – большие деньги. Разве нам не нужна развитая инфрастурктура, те же дороги, связь? Если бы помогли еще построить аэропорт под Даугавпилсом, это могло бы ускорить развитие региона. Но когда я говорю при инвесторов, то имею в виду не только европейцев. Белорусы активно пробиваются к нам, их привлекает европейский рынок. А из постсоветских стран только Белоруссия превысила уровень 1990 года, там широко применяются именно высокие технологии. Израиль со своей электронной промышленностью ищет новые площадки, а там все бывший наш народ. Главное – иметь четкий ориентир, кого привечать, а кому отказывать. А ориентир простой: мы должны довести уровень высоких и средних технологий до 70 процентов, то есть до среднего уровня ЕС. Тогда и зарплаты будут такими же.

- Остается пожелать, чтобы ваш коллективный труд был по достоинству оценен не только академиками, но и теми, от кого зависит принятие решений.

21.03.2007 , 14:37

Андрей Алехин


Написать комментарий