Есть ли транзит без Лембергса?

Арест Айгара Лембергса не замедлил сказаться на многолетнем противостоянии вентспилсских транзитчиков. Вчера Рижский окружной суд снял препоны, мешавшие оппонентам арестованного мэра возобновить контроль над концерном Ventspils nafta. В стратегическом плане вполне реальной становится возможность продажи латвийского нефтебизнеса российским покупателям — например, Северстальтрансу. Против этого последовательно выступал Айвар Лембергс, за — его наиболее известный оппонент Олег Степанов.

Кто кому принадлежит

Ventbunkers владеет 51,95% акций компании Latvijas Naftas tranzits (LNT). В свою очередь LNT является крупнейшим акционером (48,89%) холдинга Ventspils nafta (VN), которому полностью или частично принадлежат одноименный нефтетерминал, Latvijas Kuģniecība, крупная издательская компания Mediju nams, объекты недвижимости и пр.

Крупнейшим совладельцем Ventbunkers является зарегистрированная в Нидерландах компания Yelverton Investment (58,15%). Ее владельцы неизвестны.

В поисках утраченного влияния

Вчера Рижский окружной суд принял решение, в результате которого вентспилсская транзитная компания Ventbunkers сможет вернуть контроль над компанией Latvijas Naftas tranzīts, а впоследствии и над концерном Ventspils nafta (см. справку). Сейчас Ventbunkers, принадлежащий Олегу Степанову и группе бизнесменов, давно конфликтующих с Айваром Лембергсом, не имеет своих представителей ни в правлении Latvijas Naftas tranzīts, ни в Ventspils nafta, но в будущем это положение может измениться.

Данную ситуацию Телеграфу прокомментировал швейцарский адвокат, председатель Совета Ventbunkers Рудольфо Мерони:

“Это решение суда связано прежде всего с тем, что произошло с судьей Зайгой Врублевской, которая ранее оказывала определенное влияние на этот процесс. Тем не менее, стоит понимать, что на данный момент большинство руководителей Latvijas Naftas tranzīts и Ventspils nafta находятся под влиянием “большого человека из Вентспилса”. Понятно, что руки “большого человека из Вентспилса” теперь стали несколько короче, однако менеджеры указанных компаний до сих пор находятся под его незаконным контролем.

Я реалист и прекрасно понимаю, что Ventbunkers за один день не удастся вернуть влияние в компаниях Latvijas Naftas tranzīts и Ventspils nafta, на это потребуется некоторое время. Решение суда — это только первый шаг. Но постепенно люди убедятся, что “большой человек из Вентспилса” нелегально отстранил Ventbunkers от управления дочерними компаниями.

Сегодня также было избрано подотчетное Ventbunkers правление фирмы Ventrans Rīga, а это означает, что Ventbunkers прямо или косвенно контролирует уже около 2/3 акций Latvijas Naftas tranzīts. Я надеюсь, что правление Latvijas Naftas tranzīts будет изменено с учетом интересов Ventbunkers в течение не более чем двух месяцев. Затем примерно 3—4 месяца может потребоваться на смену правления Ventspils nafta.

Безусловно, это только приблизительные прогнозы. Сейчас нельзя предвидеть, не последуют ли с противной стороны новые судебные иски, направленные лишь на то, чтобы не дать Ventbunkers реализовать законные права. Мне кажется, из-за случившегося с “большим человеком из Вентспилса” вероятность возбуждения подобных процессов снизилась, поскольку теперь слишком многим нужно соблюдать особую осторожность, а найти судью, согласного поддержать такой незаконный иск, будет очень сложно, если вообще возможно".

Отметим, что заместитель председателя Совета Ventspils nafta Владимир Соломатин менее оптимистичен по сравнению с Рудольфо Мерони: “Что касается возможных сроков смены менеджмента в соответствии с волей Ventbunkers, то я не могу давать каких-то прогнозов”.

Незаменимых людей не бывает

Один из известных адвокатов Айнар Платацис стоял у истоков юридического оформления, в том числе и транзитного бизнеса. В разговоре с Телеграфом он рассмотрел теоретическую возможность признания Айвара Лембергса виновным и практические последствия этого для транзитного бизнеса вообще и одного из ключевых предприятий — Kālija parks — в частности. “Теоретически, если решение суда будет вынесено не в пользу Лембергса, то статьи, по которым он обвиняется, предусматривают конфискацию имущества, включая имеющиеся у него акции и доли предприятий, — отметил Платацис. — Речь здесь идет не о реприватизации и не о национализации, а именно о конфискации. В дальнейшем государство сможет распорядиться этими акциями и имуществом по своему усмотрению — или оставить себе, или перепродать. Однако думаю, что на повседневной работе рядовых докеров все это никак не скажется”.

— Лембергс — это не только возможный владелец акций и долей. Это в какой-то степени знаковая фигура в прибалтийском транзите.

— Относительно возможного исключения фигуры Лембергса из латвийского транзита. Если чисто теоретически предположить, что это произойдет, то, на мой взгляд, в этом бизнесе мало что изменится: свято место пусто не бывает. Порт, работники, основные фонды останутся на месте. Придут другие люди и продолжат работать в транзитном бизнесе".

— Лембергс, как известно, сопротивлялся продаже нефтетранзитного бизнеса иностранцам, и в первую очередь россиянам…

— Насколько я знаю, его оппоненты — это профессионалы в этой области предпринимательства. Думаю, что если транзитные мощности и будут проданы, то новые владельцы смогут обеспечить загрузку существующих мощностей. Незаменимых людей не бывает.

Я бы здесь отметил другой момент. Все латвийские юристы внимательно следят за ходом процесса “государство против Лембергса”. Если доказательная база обвинения будет признана судом убедительной, то, думаю, на основании этого прецедента мы сможем увидеть целую волну процессов — как против известных в обществе людей, так и пока “невидимых” олигархов.

На Вайвадса реагировали острее

В общих чертах мнение Айнара Платациса поддержал заместитель председателя Совета Ventspils nafta, член правления Ventspils Nafta termināls Владимир Соломатин. По его словам, задержание Айвара Лембергса никак не отразится на деятельности Ventspils nafta. “Работа всех предприятий концерна, связанных с перевалкой нефти/нефтепродуктов, судоходством и др., давно налажена. Кроме того, я несколько не понимаю, почему арест человека, который не числится в акционерах Ventspils nafta, вообще может как-то повлиять на ее деятельность”, — недоумевал в разговоре с Телеграфом Владимир Соломатин.

Впрочем, отметил заместитель председателя Совета Ventspils nafta, нельзя забывать о реакции иностранных партнеров, а именно — компании Vitol. На фоне имевших место ранее задержаний должностных лиц Ventspils nafta арест мэра Вентспилса, безусловно, не прошел незамеченным. Вся эта атмосфера затрудняет работу и не внушает оптимизма нашим иностранным партнерам, заявил Соломатин. Он, однако, добавил, что “недавно имевшее место задержание Мамерта Вайвадса вызвало со стороны Vitol несравненно более острую реакцию, нежели задержание господина Лембергса”.

Пароходство подпортило репутацию

В обвинении прокуратуры неприятные известия содержались и для Latvijas Kuģniecība. Если верить обвинению, то один из акционеров пароходства — Hinch Invest & Finance S.A. — контролировался Айваром Лембергсом. В принципе, само Latvijas Kuģniecība здесь ни при чем, однако упоминание международной известной компании в столь скандальном деле не слишком приятно.

В разговоре с Телеграфом руководитель отдела общественных отношений пароходства Марита Озолиня-Тумановска не смогла объяснить, откуда в составе пароходства взялись акционеры, названные в прокуратуре. По ее словам, сотрудники оперируют данными, предоставленными Рижской фондовой биржей и центральным депозитарием, которые (данные) могут в течение года меняться. Впрочем, она отметила, что вся эта история очень неприятна для имиджа пароходства. Конечно, на сегодняшней повседневной работе капитанов и штурманов инициатива прокуроров не сказывается, танкеры и сухогрузы идут прежними курсами. Однако в более долгосрочной перспективе скандал с Лембергсом, безусловно, негативно повлияет на репутацию компании, уверена Озолиня-Тумановска.

Что будет с акциями Hinch Invest & Finance S.A — их вернут владельцу, конфискуют, перепродадут — пока прогнозировать сложно.


Написать комментарий