«Валькирия» в эпоху компьютеров

Зрительский успех "Валькирии", второй части тетралогии Рихарда Вагнера "Кольцо нибелунга", в Латвийской Национальной опере оказался безоговорочным и полным. После четырехчасового премьерного спектакля публика вроде бы и не устала, устроив артистам, дирижеру Андрису Нелсонсу и постановщикам такие овации, что занавес пришлось открывать вновь и вновь.

Кто, что, зачем…

Если пересказывать хитросплетения сюжета, образы и философию грандиозной вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга " и даже только оперы “Валькирия” (хотя там всего 6 главных героев), понадобится не меньше газетного разворота. Посему отсылаем к соответствующим источникам, а также к программке спектакля и сайту ЛНО. И вообще, прежде чем стать слушателем и зрителем этого шедевра и в полной мере насладиться музыкой и великолепными голосами солистов, лучше изучить “историю вопроса”. Чтобы не напрягаться потом, силясь понять, кто есть кто, кому кем приходится и почему поступает так, а не иначе.

Суть “Валькирии” в следующем. Разлученные в детстве брат и сестра Зигмунд и Зиглинда (великолепные финский тенор Йирки Антилла и шведское сопрано Элизабет Стрид), дети верховного бога Вотана и смертной женщины, встретившись, не узнали друг друга и воспылали непреодолимой страстью. Хундиг (русский бас Михаил Петренко), муж Зиглинды, решает биться с Зигмундом. Вотан (мощный немецкий бас Юрген Линн) решает встать на сторону сына, но по настоянию своей жены, богини Фрикки (бархатное шведское меццо-сопрано Мартина Дик), вынужден покарать его за кровосмесительную связь, нарушающую установленные богами законы. Он приказывает своей дочери от богини мудрости Эрды, валькирии Брунгильде (красивое русское драматическое сопрано Ольга Сергеева), разбить волшебный меч Зигмунда. Но та из сочувствия к влюбленным ослушивается отца. Брунгильда будет наказана превращением в смертную женщину и глубоким сном, от которого ее пробудит только герой, который и станет ее мужем… И это будет Зигфрид — главный герой следующей оперы цикла, сын Зигмунда и спасенной Зиглинды.

Абстракции и конкретика

Режиссер спектакля Виестур Кайриш полагает, что главная проблема для постановщика “Кольца нибелунга” — найти точку пересечения между мифологическим сюжетом и сегодняшним зрителем. Что сегодня не интересно ставить спектакль про богов и героев — зритель воспринял бы это как абстракцию. Поэтому ставили спектакль о людях, о человеческих взаимоотношениях, но без актуальных политических и исторических аллюзий, на которые была так щедра другая опера в ЛНО — “Золото Рейна” в трактовке норвежца Херхейма. Однако после того спектакля просто невозможно было сделать традиционно-классическую постановку “Валькирии”.

Тут необходима реплика в сторону. Удивляет неверие нынешних постановщиков в способность и готовность современного оперного зрителя к восприятию абстракции, притчи, легенды, сказки, символа (как же тогда быть с повальным увлечением жанром фэнтези в литературе и в кино? Или театр — это совершенно другая аудитория?). А в результате все получается немного по-детски прямолинейно. Какой уж тут волшебный меч Нотунг, если действие из хижины древних героев переносится в интерьеры некоей заброшенной фабрики, а из окрестностей Валгаллы — на стадион? Если фантазировать в том же направлении, получится, что непобедимый Нотунг — это сегодняшнее ядерное оружие. А верховный бог Вотан — возомнивший себя властителем мира глава некого мощного современного государства, устанавливающий всюду свои закон и порядок…

Обнаженные тела и дигитальные технологии

Но надо отдать должное и режиссеру, и сценографу Илмару Блумбергсу, и хореографу Агрису Данилевичу, и художнику по свету Кевину Уин-Джонсу. Они придумали немало таких деталей и ходов, которые взбадривают публику, держат внимание зала. А порой просто заставляют ахать от изумления и восхищения.

Поместив героев мифа в некий обшарпанный промышленный интерьер, постановщики, естественно, нарядили их в современные майки, блузоны, военизированные костюмы цвета хаки, блестящие спортивные шлемы и т.п. Волшебный меч хранится за электрощитком с традиционной молнией и угрожающей надписью “Не трогать”. Подножие Валгаллы превращается в подножие спортивных трибун, по которым и перемещаются выясняющие отношения люди-боги. На заднике — пульсирующий видеоэкран, транслирующий то живые человеческие глаза, то счет игры. Убойная выдумка припасена Блумбергсом для третьего действия: неподвижные обнаженные тела погибших героев (излюбленный кочующий философский мотив графики художника, знак вечности и смерти) разбросаны по ступеням трибун и арене. Среди них совершают свое воинственное шоу спортивные валькирии.

Финал просто завораживающий. Вместо положенного по сюжету огня — лишь непременный сценический дым и медленно спускающийся сверху видеоэкран. Он останавливается за ложем уснувшей Брунгильды и охватывает валькирию своим холодным свечением, на фоне которого вырисовывается ее темный силуэт. Словом, “Валькирия” эпохи компьютерных технологий. Но темы остались вечные — любовь, страсть, грех, предательство, власть. Ложь — и правда, которая у каждого своя.

МНЕНИЯ

Зигмар ЛИЕПИНЬШ, композитор:

— Мне сложно давать оценку. Я любитель опер Верди и Пуччини, а не Вагнера. Поэтому мой рейтинг по этой постановке такой, от первого до пятого места, соответственно: хореография — режиссура — солисты — сценография — композитор. Оркестру я бы отвел шестое место (надо хотя бы настроить было духовые инструменты и потом уж играть). Но вообще было интересно! Меня абсолютно не пугают “осовремененные” постановки классики. Можно только позавидовать людям, которые в состоянии придумать, что можно делать под эту музыку на сцене на протяжении четырех часов.

Эгил СИЛИНЬШ, бас:

— Считаю, что постановка удалась, все мизансцены сделаны четко и ясно. Очень интересна сцена с валькириями, когда они носятся среди обнаженных тел погибших героев. Первый акт очень энергичный, без мелких деталей и подробностей… Как говорится, снимаю шляпу. Вокально это одна из сложнейших вагнеровских опер. И хотя два исполнителя мне не понравились (называть не буду), в общем получился хороший ансамбль. Публике будет интересно.


Написать комментарий