Энергозависимость неизлечима

Но Латвия имеет реальный шанс стать участником газопровода СЕГ.

Вчера в рамках Балтийского форума в Риге состоялся международный семинар “Энергетическая взаимозависимость ЕС и России: риск или возможности для Латвии?”. По сути, в длинном названии и скрывался весь посыл мероприятия: если забыть о политических предрассудках, Латвия из сложившихся обстоятельств может извлекать немалую выгоду. Например, заполучить к себе ответвление Североевропейского газопровода (СЕГ), по которому к 2012 году начнут ежегодно перетекать до 30 млрд. кубометров “голубого золота”.

В конференции участвуют как российские специалисты, так и европейские. Подход к изучению проблемы очевидно разнился. Европейцы то и дело возвращались к вопросу, как понизить энергозависимость от России, тогда как россияне предлагали не преувеличивать масштабы бедствия и лучше думать о том, как понятие “энергозависимость” трансформировать в “энергодополняемость”.

“В энергетической политике Россия и ЕС должны руководствоваться принципами прагматизма и строить отношения по принципу “потребитель — экспортер”, — пояснил заместитель директора Департамента внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли России Алексей Слизков. Популярные в Европе заявления об угрожающей степени “энергозависимости” от Москвы российские эксперты трактовали не иначе, как “политические спекуляции”. А их, по мнению специалистов, нужно отделять от вопросов экономики. “Россия как поставщик хочет, чтобы Евросоюз дал четкие гарантии по вопросу цен и объемов закупки на долгий период. ЕС, как любой потребитель, хочет завести себе массу альтернативных поставщиков и играть на разнице цен. Обе позиции абсолютно логичны, и нужно просто искать компромисс”, — считает вице–президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.

Без России не обойтись

По данным Международного энергетического агентства, Россия, в которой проживает 2% населения Земли, сейчас производит 10,3% энергии всего мира. “Европа не обойдется без России. Потребность в энергии на континенте будет только возрастать. И ни одна другая страна не в состоянии в полном объеме заменить Россию на нефтегазовом и углеводородном рынке Европы”, — подчеркнул один из ведущих российских экономистов, президент Фонда “Институт энергетики и финансов” профессор Леонид Григорьев. Он опроверг утверждение, будто Москва навязывает Европе свои цены. “Россия действительно вместе с Англией, Норвегией, Голландией и Алжиром является одним из пяти крупнейших поставщиков газа в ЕС. Но Газпром не диктует цены всей Европе. Монополистом он является только у себя дома”, — указал Григорьев.

То, что Латвия без российских энергопоставок долго не протянет, было в принципе понятно и без цифр. Но для полноты картины их тоже озвучили. По данным Минэкономики Латвии, на сегодня доля российского импорта занимает 40—50% всего энергопотребления. Россияне привели свою статистику: в общем объеме завозимых в Латвию нефтепродуктов поставки из России обеспечивают 97%, газа — 100%, электроэнергии — 99%. Причем после закрытия Игналинской АЭС процент энергозависимости, скорее всего, приблизится к сотне.

Шанс для Добеле

Однако Латвия, в отличие от других европейских стран, несомненно находится в более привилегированном положении, признали эксперты. Во-первых, исторический опыт совместного проживания в одной стране, старые связи, бизнес-контакты. Второе преимущество — географическая близость и наличие технической инфраструктуры, которая еще вполне может пригодиться для реализации крупномасштабных международных проектов. Понятно, что здесь речь шла о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ, Nord Stream), морская часть которого пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию.

В проекте может быть сделано и ответвление на Латвию, в сторону добельского или любого другого латвийского газохранилища (в Латвии насчитывается 10 таких резервуаров общим потенциальным объемом 50 млрд. куб. м).

Тем не менее, как признали все опрошенные Телеграфом эксперты, возможность участия Латвии пока серьезно не обсуждается. Теоретически она есть, географически крюк не такой большой. К тому же это отвечает политике, проводимой Газпромом. “Во времена СССР резервные газохранилища существовали на Украине. Сейчас Газпром хочет по этому образцу создать резервные хранилища в районе Венгрии и Англии. Вполне возможно, что для хранения могут быть задействованы и резервы Латвии”, — рассказал Телеграфу Леонид Григорьев. Вопрос упирается в политику и бизнес-расчеты. Во время январской встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель Владимир Путин намекнул, что в принципе он не против увеличения числа партнеров по СЕГ. По его словам, некоторые страны уже интересовались возможностью участия, так что у Латвии наверняка еще появятся серьезные конкуренты в борьбе за кубометры.

Но политические разногласия — не единственная проблема. Эксперты до сих пор не знают, насколько оправданным будет такое удорожание проекта. "Дело же не в том, чтоб просто “загнуть” в Латвию новую линию газопровода. При желании закачивать газ можно и по существующей инфраструктуре. Нужно понять, что будет дальше. Должна быть огромная система контрактов с потребителями, которые будут знать, что в Латвии есть газ, который для них предназначен, что летом его туда закачивают, а зимой на случай холодов направляют к ним", — пояснил Григорьев.

Стоит добавить, что в Латвии, видимо, пока тоже до конца не поняли, нужен ли стране этот многомиллионный проект. Например, в конце января латвийский министр среды Раймонд Вейонис (Союз “зеленых” и крестьян) призвал общественность республики высказать свое мнение по поводу строительства газопровода. Министр опасается, что появление СЕГ и дальнейшая его эксплуатация могут негативно повлиять на состояние окружающей среды Балтийского региона.


Написать комментарий