«Неправильным» патриотам памятники не ставят

Сравним: памятник Карлису Улманису возвели без особых споров, не говоря уже о скандальном мемориальном комплексе в Лестене


Известным латышским предпринимателям и интеллигентам на СВОИ деньги не удалось поставить в Риге памятник Константину Чаксте


Пример Чаксте показывает, что не обязательно было становиться на чью-то сторону – советской армии или гитлеровцев, что был и третий путь – борьбы за независимую Латвию. А это не вызывает симпатий у национально озабоченных политиков, которые правят бал в Латвии. Потому и Константин Чаксте им не мил. А еще неприятие памятника вызвано тем, что памятник смотрит… на восток. Где, как известно, находится Россия… А все связанное с Россией вызывает жуткую аллергию.

Авторы идеи памятника руководителю подпольного Центрального совета Латвии оказались идеалистами. Они полагали, что их инициатива получит поддержку – ведь доброе же дело задумали! А еще полагали, что увековеченный образ борца за демократическую Латвию послужит интеграции общества.

- Да, – говорил мне Янис Петерс, – латыши воевали по обе стороны фронта. Но нельзя замалчивать попытки выступить против тоталитарных режимов и восстановить ту Латвию, которая была до мая 1934 года, – независимое демократическое государство, ради чего и погиб Константин Чаксте.

Он возглавил Центральный совет в марте 1943 года. В том же марте того же года сформировался латышский легион Waffen SS . В память легионеров сооружен мемориал за государственный счет. Для увековечения памяти подлинного демократа, председателя антифашистского Центрального совета Латвии, сына первого президента страны и профессора юриспруденции Константина Чаксте денег в казне не нашлось. Энтузиасты собрали 187 тысяч латов. И без поддержки даже министерства культуры проводили конкурсы. Причем среди энтузиастов – цвет латышского бизнеса, люди исключительно влиятельные. И даже это не помогло.

Советы по памятникам и по сохранению и развитию исторического центра Риги не единожды рассматривали вопрос о монументе Чаксте. И каждый раз отвергали идею установки памятника на углу улиц Бривибас и Элизабетес. Причины при этом называли разные. Не соглашались с тем, что ради памятника придется вырубить шесть лип, каждую из которых следовало бы считать памятником. Потом заметили, что выбранный вариант не соответствует месту. И посоветовали перенести Константина Чаксте на Эспланаду.

Возможно, поспешив, инициаторы остановились не на самом лучшем проекте. Но вот тут-то государство могло подключиться, поручив министерству культуры провести конкурс среди монументалистов на более высоком уровне. Не подключилось…

Ведь в истории страны этой личности как бы и не существовало.

Автор книги о Центральном совете и Константине Чаксте историк Дзинтарс Эрглис убежден, что такое отношение к антигитлеровскому движению – худшее, что перешло в сегодняшний день от латышской эмиграции: «Большинство среди нее составляют коллаборационисты, взявшие верх практически во всех эмигрантских объединениях. Они оправдывают свое сотрудничество с нацизмом желанием бороться с большевизмом и потому утверждают, что никакого движения Сопротивления в Латвии не было. Истина им невыгодна, вот и раздаются голоса о незначительности поступка Константина Чаксте и его соратников». А ведь многие эмигранты спаслись, покинув страну, благодаря организованной Центральным советом операции «Лодки». Но потом они об этом забыли.

Центральный совет отрицал военное сопротивление, полагая, что это приведет к огромным жертвам. Тем не менее была создана военная комиссия, которую возглавил генерал Янис Курелис, командир фактически единственного национального соединения, выступившего против гитлеровцев. Три крупных сражения дал фашистам батальон лейтенанта Роберта Рубениса. На стороне антигитлеровской коалиции под флагом Латвии воевали восемь пароходов, о чем подробно рассказывал «Час». Их эмигрантские объединения никак героями и патриотами Латвии не признают. И признать не могут. Потому что таким образом ставится под сомнение их собственный выбор – переход на сторону Гитлера.

- Я очень огорчен случившимся, – сказал мне инициатор и вдохновитель идеи установки памятника адвокат Андрис Грутупс. – Два года мы жили этой идеей, удалось заинтересовать очень разных и интересных людей, собрали приличную сумму. Мы не ждали благодарностей, мы хотели сделать доброе дело. Не получилось…

А ведь когда мы назвали место, где хотели бы установить монумент, никто не выступил против. Суета началась лишь когда специально для этой аллеи был сделан проект. Прямо нам не говорили, что не устраивает личность. Однажды, правда, спросили, почему именно Константин Чаксте удостаивается такой чести. Ответом на мой вопрос: «А кто еще?» было молчание. Налицо – недопонимание исторических фактов…

- А может, причина и в том, что бронзовый Константин Чаксте смотрел бы на восток? – спросил я.

- И это тоже, – согласился г-н Грутупс.

Выходит, независимая Латвия – не главное в борьбе «правильных» патриотов? Главное – правильный выбор «хозяина».

18.10.2004 , 11:16

chas-daily.com


Написать комментарий