Шадурскис не хочет отказываться от Абрене

На этой неделе премьер Айгар Калвитис представит общественности свой сценарий подписания пограничного договора с Россией. Пока известно лишь одно: в нем не будет односторонней декларации "по Абрене". Это очень тревожит национально ориентированных политиков. Как сказал депутат от Нового времени Карлис Шадурскис в интервью Телеграфу, его партия сделает все возможное, чтобы не допустить ратификации договора в таком виде.

“Новое время” готово судиться

— Вы считаете, что Латвия должна сохранить территориальные претензии к России?

— Мы ни при каких обстоятельствах не можем отказываться от Абрене, потому что, согласно конституции, ни у парламента, ни у правительства просто нет на то правовых полномочий. Это может сделать только народ. Но для этого нужно устраивать всенародный референдум. И здесь возникает другой очень важный вопрос: как законно подписать договор, чтобы не нарушить конституцию и не создать прецедент, который дал бы повод сомневаться в правовой преемственности государства? Мы сегодня та же республика, что и в 1918 году. Если правительство получит мандат на подписание договора без декларации, это можно будет воспринять как официальный отказ Латвии от мирного договора 1920 года.

Естественно, что в одночасье российские политологи и политики заговорят, что раз вы, мол, теперь другое государство, то почему же все живущие в Латвии в момент развала Советского Союза не получили автоматически гражданство? Такие заявления несут прямую угрозу существованию всех нынешних государственных институтов Латвии. Мы не можем так рисковать. Конечно, в перспективе нам необходим пограничный договор с Россией, но не любой ценой и не нарушая закон.

— А почему, на ваш взгляд, так внезапно актуализировался вопрос о подписании договора? Есть версия, что “народников” поторопили приближенные к ним бизнесмены…

— Скорее всего, да. У меня есть свои подозрения на этот счет, но я ничего не могу доказать. Однако если все действительно так, как я думаю, то, поверьте, это очень мелкая и сомнительная выгода, которую получат от подписания отдельные коммерсанты.

— Ваш прогноз, как будут протекать дебаты в Сейме?

— Ну, коалиция, как ни печально, сегодня послушно подчиняется всем указаниям сверху. Но даже если большинство парламента проголосует за выдачу правительству мандата, у нас всегда остается возможность обратиться к народу и в суд.

— Вы серьезно верите, что есть шанс оспорить ратификацию в Конституционном суде?

— Конечно. Мы не можем обратиться в суд до подписания договора, но если он будет заключен, и заключен с нарушением конституции, то этот вопрос обязательно нужно рассматривать в судебном порядке.
Аргумент Пабрикса не убеждает

— То есть вы хотите опять затянуть процедуру утверждения договора?

— Технически граница работает. В договоре речь идет о демаркационной линии, которая разделяет территории двух стран, что, по сути, уже является юридической и даже политической проблемой. Но, в принципе, я думаю, что рано или поздно все крупные державы мира придут к демократическому строю. В России уже сейчас довольно много говорят о необходимости демократии, ну что же, будем надеяться, что когда-нибудь эта демократия там появится.

— Однако глава МИДа Артис Пабрикс считает, что мы должны подписать договор до смены власти в России, потому что не известно, какую политику решит проводить преемник Путина…

— На мой взгляд, хуже не будет. Осуществляемые Путиным реформы не способствовали созданию демократического режима. Наоборот, они привели лишь к концентрации власти, и сегодня по этому же пути, к сожалению, пытается идти и наше правительство.

— Значит, вы не думаете, что очередная задержка с ратификацией договора может ухудшить наши и без того непростые отношения с восточным соседом?

— Наши отношения, скорее, ухудшатся, если мы подпишем этот договор сейчас — на невыгодных для нас условиях, поддавшись давлению Москвы. В России поймут, что с нами можно говорить на языке диктата.


Написать комментарий