Подписание пограничного соглашения без декларации может перессорить правительство

Договор о границе с Россией грозит стать лакмусовой бумажкой в судьбе коалиции. Собрав под "оранжевой крышей" правительства таких разных партнеров, как Латвийская первая партия (ЛПП) и ТБ/ДННЛ, Айгар Калвитис уже изначально взял на себя некоторый политический риск. Что же ожидает правительство в случае подписания договора без пресловутой декларации, на которой настаивали радикалы?

Просочившаяся в прессу информация о готовности Калвитиса подписать договор без разъяснительной декларации получила массу подтверждений с обеих сторон. В среду, выступая перед студентами ЛУ, посол России Виктор Калюжный объявил, что подписание документа возможно уже в феврале. Сам премьер-министр ведет себя куда более осмотрительно, воздерживаясь от комментариев. Но после того, как “рядовой член” Народной партии Андрис Шкеле поддержал идею отказа от Абрене, никто не сомневается: подпишут. Проблемы могут возникнуть уже после, при ратификации документа в Сейме.

Два стула для “ТБ”

На недавно прошедшем конгрессе ТБ/ДННЛ много говорилось об интересах среднего класса и мало — о пресловутых “национальных принципах”. Заняв почти позорное предпоследнее место на выборах в 9-й Сейм, “тевземцы” пытаются усидеть сразу на двух стульях — стать “европейской партией”, но при этом спасти потускневший имидж борцов за латышскую Латвию. Отдавать Абрене им не с руки.

Лидер ЛПП Айнар Шлесерс считает абсурдной идею выдвижения территориальных претензий. Мнение Народной партии косвенно уже обозначили многие ее представители: подписывать можно и нужно. Поведение отдельных представителей фракции Союза “зеленых” и крестьян (СЗК) предугадать сложно даже их собственному руководству. "Думаю, мнение СЗК не станет большой неожиданностью. Но у них есть пара депутатов, которые непредсказуемы по определению. Например, Леопольд Озолиньш и Висвалдис Лацис.

В остальном же СЗК будет голосовать [за ратификацию договора] вместе с коалицией", — заявил в интервью Телеграфу политолог Нил Муйжниекс.

Сценарий 1. И овцы целы, и волки сыты

Сторонников договора с левого фланга брать в коалицию никто не собирается. Поэтому для премьера более разумно попытаться заключить неофициальную сделку с “тевземцами”. Предметом торга может стать, например, реальная схема распределения средств ЕС. Формально этот вопрос находится в ведении ТБ/ДННЛ, но распределением любых средств в Латвии занимается Министерство финансов, которое контролирует Народная партия. Сколько реально денег выдадут младшим братьям, пока непонятно. “Тевземцам” могут позволить кричать сколько угодно, при условии, что они не будут подавать жалобу в Конституционный суд. Это позволит всем сохранить лицо", — говорит Нил Муйжниекс. Если фракция ТБ/ДННЛ неожиданно заболеет или просто воздержится, премьер сможет протащить нужное решение. А ТБ формально останется при своем мнении.

Сценарий 2. Левый поворот

До выборов далеко. Но если “тевземцы” ради Абрене выйдут из коалиции, то резко возрастет зависимость Калвитиса от левых. “Ведь коалиция не зря теперь так дружит с Центром согласия. Они получили пост главы комиссии, сумели протолкнуть свои поправки к бюджету. В политике ничего просто так не происходит. Хотя это вовсе не значит, что теперь Калвитису обеспечены голоса левых. Они еще поторгуются”, — считает Муйжниекс. Кстати, коалиция предусмотрительно позволила протолкнуть свои поправки не только Центру согласия, но и “пчелам”. Если премьер поладит с русскоязычной оппозицией, то на мнение правых радикалов можно будет махнуть рукой.

Документ почти в кармане

Политические дивиденды от подписания договора получат сами “народники”, прагматично настроенная Первая партия и обе левые фракции. Таким образом, Калвитис уже сейчас может рассчитывать на 56 голосов. Поскольку от депутатов-националистов практически ничего не зависит, премьеру не придется сильно беспокоиться о том, как смирить их пыл.

Оба сценария объединяет общий фактор: ТБ/ДННЛ для коалиции — политический муляж. С ними или без них Народная партия добьется подписания и ратификации договора. Интриги вокруг фактического отзыва односторонней декларации показывают, что место в правительстве вовсе не сделало ТБ/ДННЛ влиятельной политической силой. Во власти “тевземцам” отведена роль подстраховки.


Написать комментарий