«В 2007 году KNAB хотят уничтожить»

Фото Нормунда Межиньша (A.F.I.).
Фото Нормунда Межиньша (A.F.I.).
Об этом пока не говорят вслух. Но в кулуарах власти уже «есть мнение»: после саммита НАТО Латвия может остаться без KNABа. А еще под боем Генпрокуратура и, как ни странно, полиция безопасности... Какие будут последствия? Очередная волна спецслужбистов уйдет в охрану банков и частные детективы.

Предупреждаем сразу: до «натовских праздников» в стране будет тихо. И некоторое время после, вероятно, тоже. О грядущей реорганизации никто из официальных лиц пока определенно не высказывается. (Что вполне логично: накануне выборов в Сейм о грядущем подорожании газа, транспорта и хлеба тоже молчали.)

А вот в первых числах 2007 года мы, вероятно, услышим следующее: спецслужб у нас развелось множество; их функции дублируют друг друга; у каждой свой бюрократический аппарат, а зарплата у сотрудников маленькая… В общем, необходимо слияние и укрупнение – в целях экономии средств и для пользы самих же работников. Поэтому, растворив несколько таких спецслужб, мы получим одну, зато очень сильную.

Главным кандидатом на «растворение» наши источники называют Бюро по предотвращению коррупции и борьбе с ней. «KNAB могут присоединить к полиции безопасности, к Бюро внутренней безопасности полиции и т. д. Есть масса вариантов. Смысл маневра в любом случае в том, чтобы свернуть бюро как отдельную «привилегированную» структуру, какой оно было до сих пор. Ну и, конечно, нейтрализовать его руководство в лице Лоскутова и Стрике», – считает источник «Часа».

«Убрать KNAB проще, чем Лоскутова»

Об истинных причинах грядущей перетряски мы поговорили вчера с Линдой Мурниеце, экс-главой антикоррупционной парламентской комиссии. Новый Сейм, как известно, эту комиссию уже «укрупнил», отдав ее функции комиссии по обороне и внутренним делам.

Г-жа Мурниеце (ныне просто депутат от оппозиционного «Нового времени») считает ликвидацию парламентской комиссии началом «антиантикоррупционной кампании». Она подтвердила нам: судя по кулуарным разговорам, реорганизация в спецслужбах – дело решенное. «Я уверена, что целью готовящейся перетряски будет фактическая ликвидация KNABа», – сказала Линда Мурниеце.

Судьба KNABа, как полагает Мурниеце, отягощается тем, что свернуть всю его структуру проще, чем заменить руководство.

- Дело вот в чем. Алексея Лоскутова утвердили начальником бюро в мае 2004-го и сразу на четыре года. Его, кстати, поддерживали «народники» – тогда он им казался вполне приемлемым кандидатом… Досрочно его можно снять только за серьезные нарушения. А сейчас ситуация такая: Лоскутов уже явно «не устраивает». А доказанных нарушений, за которые его можно было бы снять, нет. Выходов два: либо ждать полтора года до нового утверждения, либо, не дожидаясь сроков, «реструктурировать» само бюро. Понятно, что ждать полтора года никто не будет. Так что выбор очевиден…

Почему сейчас об этом никто официально не заикается? Тоже ясно: KNAB ведь создавался по требованию Европы. Лидеры большинства европейских государств будут через неделю в Риге. Зачем устраивать шум к их приезду? Пусть все уляжется, пусть все разъедутся.

Кто еще попадет под «укрупнение»

Помимо KNABа, потеря самостоятельности грозит и Генпрокуратуре. Премьер-министр Айгарс Калвитис, ссылаясь на желание минюста, уже озвучил планы по изменению ее статуса. А именно: сделать ныне независимое учреждение структурой, подчиненной министерству юстиции.

Эта идея вызвала у прокуратуры резкое неприятие. «Генпрокуратура настроена резко против изменения своего статуса», – сообщила в этой связи ее пресс-секретарь Дзинтра Витолиня.

И еще. Неопределенно выглядит будущее начальника полиции безопасности Яниса Рейникса. Наш источник рассуждает так:

- Если в слиянии спецслужб будет участвовать ПБ, то г-ну Рейниксу вряд ли доверят управление объединенной структурой… Ведь за ним нет ни крупной партии, ни Европы. А место «главного спецслужбиста», что называется, сладкое. Рейникса и так можно считать долгожителем МВД: он в руководстве ПБ больше 10 лет, с 1995-го. По нынешним временам это почти рекорд.

И что от всего этого изменится

Какие будут последствия грядущей реорганизации? Как показывают предыдущие попытки «все улучшить», несомненно одно: очередная волна работников спецслужб уйдет в частный бизнес. Что касается неких глобальных последствий для народа, то они неочевидны.


Темы: , , ,
Написать комментарий