Незадача с европодачкой

В Минске в Белорусском национальном техническом университете состоялся технологический форум, участие в котором приняли латвийские ученые и предприниматели. Во время лекций, встреч и дискуссий выявились некоторые проблемы, мешающие деловому сотрудничеству двух стран.

«Сименс» место застолбил

Вообще-то цель визита в Минск была конкретная: в рамках европейского проекта по созданию программы подготовки инженеров в Даугавпилсском университете познакомиться с системой образования в ряде стран. А БНТУ – это марка, здесь учатся 16 тысяч будущих конструкторов, механиков, архитекторов. Естественно, представителей нашего университета интересовали учебные программы, оснащение лабораторий, учебники, организация практики и прочие вопросы. С удовольствием они слушали доклады на форуме, посвященные последним научным разработкам своих коллег. К примеру, применению нанотрубки в медицинских операциях по совмещению живых тканей.

Многие слышали это слово – «нанотехнологии» но что это такое, гуманитарию понять сложно. Нанометр – это единица измерения, равная одной миллиардной доле метра. То есть совершаются манипуляции с невероятной точностью. Понятно, что хирург даже под микроскопом не может соединить все нервы и волокна во время операции. Ему помогает прибор, создающий поле для взаимного проникновения клеток. И в итоге лучше срастается, например, пришитая заново после травмы рука.

Одним из участников форума была фирма «Сименс» – один из крупнейших в мире производителей электронных приборов. Оказывается, эта фирма оборудовала в вузе специальный класс, где учатся будущие белорусские инженеры. Зачем это надо международному бизнесу, который, по уверениям наших политиков, чурается режима Лукашенко как черт ладана? На самом деле в Белоруссии не только действует представительство фирмы, но есть и планы по развитию производства станков с программным управлением, которые будут поставляться и на российский рынок. Значит, нужны кадры. И фирма помогает вузу их готовить. Заодно рекламирует себя, получив своего рода постоянную экспозицию в стенах университета. Точно так поступают и другие солидные производители, действующие в этом регионе.

На завод – по распределению

Причем это долговременное сотрудничество, а не договор по подготовке конкретных специалистов. Теоретически вуз может подготовить инженера по заявке зарубежной фирмы и даже делает это, но на основе контракта, то есть за деньги. Порядка полутора тысяч евро в год. А главный заказчик – это государство. Именно государству принадлежат крупнейшие белорусские предприятия, и для них за счет бюджета готовят специалистов. Большинство факультетов даже сориентированы на важнейшие отрасли белорусского машиностроения – автотракторный, приборостроительный, энергостроительный и так далее. Конкурс – от двух с половиной до пяти человек на место. Бюджетных мест примерно 70 процентов. Есть и стипендии, и общежития. А после получения диплома – распределение на завод и льготы, полагающиеся молодым специалистам. Недавно издан новый указ президента Белоруссии, который предусматривает, что выпускник государственного вуза, не явившийся на работу к месту распределения, должен возместить государству затраты на образование. Конечно, речь идет о тех, кто учился на бюджетных местах. Кстати, Латвии, которая сейчас зачастую бесплатно готовит кадры для более богатых стран, а сама остается без специалистов, есть резон перенять опыт.

- У нас не было такого спада промышленного производства, как на остальном постсоветском пространстве, – говорит декан машиностроительного факультета Александр Яхимович. – Инженерно-технические кадры были востребованы всегда, поэтому эта сфера образования устойчиво развивалась. Правда, был момент, когда молодежи показалось, будто нормального уровня благосостояния гораздо быстрее можно достичь в сфере бизнеса. Но реально выше рыночных палаток мало кто поднимается, а это не самое увлекательное и престижное занятие. Сейчас на крупных предприятиях платят очень неплохо, тем более что молодой специалист получает и социальную защиту. И конкурс у нас растет с каждым годом. Учатся и иностранцы. Самые старательные – это китайцы. Поразительно трудолюбивые. Когда на них смотришь, вспоминаешь одно высказывание: «Лучший американский университет – это тот, где русские профессора учат китайских студентов». Из Прибалтики приезжают пока только этнические белорусы, которые подпадают под специальную программу поддержки соотечественников. Для них выделяются квоты.

Цели – разные

Впечатляюще выглядит постоянная выставка, на которой представлены научно-технические разработки ученых, а также студенческие проекты, победившие на различных конкурсах. Причем почти все внедрено в производство. Но как это удается? Во многом это результат деятельности инновационного республиканского предприятия Технопарк БНТУ «Метолит».

Как ясно из названия, эта структура создавалась именно для внедрения новейших научных разработок в производство. Поначалу учредителем был Технический университет, сейчас под эгидой министерства образования здесь сосредоточены научные силы целого ряда научных центров. Цель – найти и продвинуть оригинальные идеи. Перечень всех разработок занял бы не одну газетную страницу. В нем и прибор для безоперационного разрушения тромбов в крови, и технология упрочнения металлорежущих деталей, и создание промышленных экосистем по очищению и использованию загрязненного воздуха, и многое другое. Предприятие не уходит из университета не только из почтения к альма матер. Здесь из тысячи студентов обязательно найдется один со своим оригинальным подходом к проблеме. Вот этот ресурс и является главным для технопарка.

Интересно, что одно из подразделений предприятия – Белорусско-Латвийский центр трансфера технологий. В свое время договор о его создании был подписан с Латвийским агентством развития и инвестиций. Идея была такая: общими усилиями быстрее и успешнее решать конкретные задачи. Например, белорусская сторона предложила совместно работать над проблемой использования альтернативных источников энергии, того же биотоплива. Ведь широкому применению такого энергоносителя мешает многое, в том числе чисто технические проблемы. Но решать их придется.

- Увы, ни одно из наших предложений не вызвало интереса, – поделился директор технопарка Юрий Алексеев. – В ответ мы все время слышали, что вот эта идея не годится, потому что стоимость мала или, наоборот, велика, для европроекта, другая не вписывается ни в один из фондов, а третья вообще не пройдет в бюрократических структурах Евросоюза. Мы не сразу поняли логику наших латвийских коллег. Пока не уяснили, что ставим перед собой разные цели. Мы хотим внедрить отечественные разработки в наше производство, сделать его конкурентоспособным, не покупать товары и технологии, а поставлять их в другие страны. А вы хотите получить европейские деньги – как можно больше и проще. Дареному коню в зубы не смотрят?
Тем, кто имел дело с европроектами, прекрасно известны правила игры. Никто не подарит денег конкуренту, чтобы он стал сильнее. Можно получить средства на подготовку кадров, на экологию, на дороги и на многое другое, чем в итоге воспользуется весь Евросоюз. Но при этом есть множество условий, которые не позволят развивать собственное производство. Да, можно заменить на подаренные деньги обветшавшие водопроводные трубы, реконструировать очистные сооружения. Но только закупить все необходимое нужно у конкретных европейских производителей. Кто-нибудь слышал про то, чтобы на европейские деньги было открыто нечто вроде ВЭФа или хотя бы маленького заводика, выпускающего разработанные латвийскими конструкторами машины, приборы, компьютеры или телефоны?

Не захотелось рассказывать белорусам про то, как фонд, с которым они так неудачно начали сотрудничать, раздавал европейские средства в порядке живой очереди, со скандалами и давкой, как в сельском вино-водочном магазине. Да уж, таким образом распределить чужие деньги легче, чем искать национальные таланты и помогать юридически оформить и продвинуть на рынок технические идеи. Проще увеличить количество платных мест в вузах и не заботиться о государственной программе подготовки технических кадров. Радоваться темпам роста экономики, не раскрывая, какова в этих показателях доля иностранных торговых сетей, транзиту чужих товаров и строительству из зарубежных стройматериалов.

А как же у нас укрепляется основа любой национальной экономики – собственное современное наукоемкое производство? Об этом можно судить хотя бы по данным экспорта и импорта товаров. В конце 90-х в Латвию ввозилось на 800 миллионов латов товаров больше, чем вывозилось. Через год после вступления в Евросоюз эта разница составила уже 1,3миллиарда латов. За девять месяцев нынешнего года Латвия поставила товаров на 2,3 миллиарда и ввезла на 4,2 миллиарда латов. К концу года превышение импорта над экспортом может составить 2миллиарда латов! Что касается трансфера технологий, то широко известен лишь пример перемещения за пределы Латвии технологии общественного питания. «Лидо» в центре Минска – очень популярное заведение.

Так что мы повезем по современным дорогам, построенным за европейские деньги? И куда поедут инженеры, которых больше начнут готовить наши вузы? Вот такая задачка на сообразительность…

Цифра

За 9 месяцев этого года в Латвию ввезено товаров на 4,2 миллиарда латов, экспортировано – на 2,36 миллиарда.

Цитата

Лучший американский университет – это тот, где русские профессора учат китайских студентов.


Написать комментарий