ГОРОД В НЕГАТИВЕ: «Штат Крыжи» на фоне депрессивной Латгалии

Поселок Крыжи у бывшего мясокомбината живет своей жизнью между городом и селом. Если глянуть на поселок с высоты птичьего полета, то видно, что 10-12 лет тому назад здесь готовились к лучшим временам. В поселке три недостроенных многоэтажных дома, по проекту вступить в строй должны были магазин, библиотека, клуб, почта. Строительство этих важных объектов так и не доведено до конца.

Гуляет ветер в пустых помещениях, на некоторых домах выросли березки. Местный шутник на одном из домов красной краской написал: “Штат Крыжи”, видимо, думая, что при вступлении в Евросоюз поселку Крыжи будет отведено определенное место под солнцем Европы. Вполне возможно, что нашлись бы деньги из еврофонда и поселок зажил бы другой жизнью, но никто не писал проект и не защищал интересы поселка. А по красоте место здесь просто курортное — озеро Стропы под боком, рядышком сосновый лес. Вот только лесного аромата здесь не чувствуется, так как лес нуждается в уходе. И если прогуляться по лесу, то видны кучи мусора, который выбрасывают водители машин, чтобы не везти его на далекую Деменскую свалку.
Особое место занимает в поселке водонапорная башня. Сооружение из бетона и металла по стоимости равнозначно современной обсерватории, правда, без телескопа. Почему забросили башню — не припомнят и старожилы поселка, но денег в нее вбухали немало. Один из жителей поселка по секрету сообщил, что со вступлением в НАТО башня может пригодиться для радара ТПС-117. Его бурная фантазия обрисовала даже выгоды от такого сотрудничества – это новые рабочие места, приток денег из НАТО, и гостиница для вояк принесет немалый доход населению.
Местное население по телефону пригласило в поселок журналистов “Миллиона”, чтобы показать блеск и нищету латгальской глубинки. Надо отметить, что самих жалобщиков отыскать не удалось, и пришлось журналисту опрашивать жителей поселка методом случайных встреч. Они дали неожиданный результат. На главный вопрос: “Есть ли в поселке какое-то ядро из старших домов или свой поселковый совет?”, жители ответили, что ничего об этом не слышали. Их за многие годы никто не собирал для решения насущных вопросов. За годы существования поселка нерешенных вопросов накопилось уйма.
Что происходит в недостроенных домах? Одна из жительниц рассказала, что были два случая среди молодежи, когда при играх в этих домах происходили несчастья. Из окна дома выпала девушка — там молодежь распивала пиво. Девушке понадобилась операция. Один из пареньков попал под строительный блок, и ему дважды пришлось делать операции. Где отдыхает молодежь? Когда-то в поселке было кафе, но хозяин его закрыл как убыточное. В детском садике открыли комнату для поселковых детей, где они могут поиграть в новус. Как это смотрится со стороны санитарных норм, когда посторонние дети приходят в детский сад? Никто на этот вопрос вразумительного ответа не дал. Более определенно высказался один из жителей поселка, который, по его словам, отсидел в тюрьме 15 лет: "Вот наше руководство поселка – это все, кто отсидел по тюрьмам. У нас в лесу есть свое кафе “Три сосны”, где каждый желающий может выпить пива и местной бормотухи. Вот такая у нас забота о молодежи. Не хотелось бы их видеть в тюремных камерах, но все к этому идет. «Точек» у нас немерено, а пьют здесь и стар, и мал. На что смотрит местная власть? Для нас это загадка".
Мы повстречали женщину, которая приехала из города: "Вот только что вернулась с рынка. В нашем магазине все дорого. Купить мясо и овощи невозможно. Раньше покупала мясо рядом с цехом мясокомбината, но там оно такое некрасивое, что всю охоту отбивает. Нет у нас почты, спасает нас газета “Миллион”, которую мы получаем через распространителя, смотрим передачи телевидения “Миллион”, поэтому в курсе всех городских новостей и событий, есть и другие интересные передачи. Даже за лекарствами приходится ездить в город. А где библиотека? Раньше, говоря о культуре, всегда шел разговор о прочитанных книжках, и считали, что лучший друг — это книга. Нет у нас библиотеки. Могли бы открыть и “Интернет-клуб”, но наши бизнесмены считают это невыгодным делом. Раньше говорили, что лес — наше богатство. За последние годы лесопарковую зону довели до такого состояния, что нас ждет экологическая катастрофа от короеда и гибнущих деревьев. И никому до этого дела нет…".
Казалось бы, ситуация тупиковая. Но это не совсем так. Жители поселка забывают, что они обладают большой властью, и об этом постоянно им со страниц газет “Миллион” напоминает Клуб защиты прав потребителей во главе с Эдмундом Папшем. Каждый дом в поселке Крыжи может иметь своего старшего по дому — в каких-то домах они, может быть, и есть, — которые могут объединиться в единый поселковый совет, коий и будет координировать всю работу поселка на добровольных началах. Лиха беда начало, но кто-то должен заняться этим делом на благо всех жителей заброшенного поселка. И никто эту работу за жителей поселка не сделает, нужно лишь проявить активность.
Нельзя сказать, что в городской думе совсем забыли о нуждах поселка Крыжи и он совсем заброшен и забыт. Это не так. Журналист “Миллиона” побеседовал с исполнительным директором городской думы Андрисом Упитсом, который готов встретиться с журналистами и дать интервью о перспективах развития поселка Крыжи, но об этом в следующем материале. Видимо, нужна и встречная инициатива жителей поселка Крыжи, чтобы жизнь в поселке наладилась, стала лучше.

03.06.2004 , 11:57

"Миллион"


Написать комментарий