«Нацики» еще будут тосковать по уехавшим русским…» 2

В Даугавпилсе и Риге побывал представитель совета Российского союза нефтегазопромышленников и международной инвестиционной группы «Союзнефтегаз» Евгений Ягупец. Уж не первая ли ласточка грядущего потепления в отношениях России и Латвии залетела к нам после подписания договора об экономическом сотрудничестве? Но разговор наш начался с событий пятнадцатилетней давности. Ведь Евгений Николаевич Ягупец, в ту пору полковник Даугавпилсского авиационного училища, был депутатом Верховного Совета Латвийской Республики.

Былое и думы

- За это время многое изменилось. Я знаю создателей Народного фронта, которые теперь публично отказываются от латвийского гражданства, и интерфронтовцев, которые стали успешными предпринимателями и прекрасно себя чувствуют в независимой Латвии. Как вы оцениваете сейчас те исторические события?

Сейчас уже совершенно ясным стало то, что многие осознавали и в 1991 году: главные события происходили в самой России. Несмотря на Декларацию о независимости, тогда требования латышского народа сводились, по существу, к изменению системы на основе конфедеративности. И это были по преимуществу справедливые требования в области экономики, культуры, внешних связей. Но страна развалилась совсем по другим причинам. Вспомните Беловежское соглашение, подписанное вопреки проведенному референдуму. От предательства политической элиты пострадала в первую очередь сама Россия. В Латвии, несмотря на то, что промышленность пережила глубокий кризис из-за разрушения хозяйственных связей, все-таки не было такого хищнического разворовывания национального достояния. У нас, к сожалению, олигархами фактически назначались особо приближенные к власти люди. Проводились залоговые аукционы, когда за смешные деньги отдавались прекрасно работающие предприятия. Да и эти деньги давало в кредит государство. В мире аналогов подобного ограбления собственной страны просто нет.

Кстати, руководитель нашей инвестиционной группы Юрий Шафраник тогда был министром и в знак протеста против залоговых аукционов подал в отставку. Он бывший губернатор Тюменской области, человек, построивший на болотах два современных города. Ему было особенно больно видеть, как созданное трудом многих людей достояние уходит к нахрапистым хищникам.

Сейчас, к счастью, руководство России понимает всю меру своей исторической ответственности. Происходит усиление регулирующих функций государства в стратегически важных отраслях экономики.

Борьба за кадры

- Мне кажется, что и в Латвии олигархи возникали по точно такой же схеме. Но действительно многое меняется, в том числе отношение России к соотечественникам. И все-таки, признаюсь, порой возникает ощущение, что тему соотечественников используют как козырную карту в политических играх. Надо как-то возразить на упреки по той же Чечне – вот вам тема безгражданства в Латвии и Эстонии. А элементарные льготы, допустим, для учебы в российских вузах, не допускаются.

Давайте не будем говорить о морально-этическом аспекте этой проблемы, а рассмотрим ее чисто прагматически. В России уже сейчас возникла нехватка кадров, со временем эта проблема будет усугубляться. Причин много, но одна из них – быстрое развитие производства. Уже сейчас наряду с рабочими из Средней Азии, с Украины, из Молдавии в Москве трудятся строительные бригады из Латвии. Люди нужны не только в строительстве, но и на заводах, в сельском хозяйстве. Совершенно естественно, что внимание в первую очередь обращено на 30-миллионную диаспору, разбросанную по всему миру. Далеко не все уехали из России с охотой, многие мечтают вернуться. Естественно, при наличии необходимых условий, прежде всего жилья и работы. В январе начинает действовать программа поддержки переселенцев, на нее выделены значительные средства.

- Ну вот исполнится мечта «нациков», русские начнут уезжать на историческую родину…

Я бы на их месте не слишком радовался. Насколько я знаю, в Латвии тоже ощущается нехватка кадров, а приглашать будут прежде всего хороших специалистов. И кто займет их место? Гастарбайтеры из Африки? Знаете, какое самое сильное впечатление было у меня в Амстердаме? Я приехал рано утром, и сразу вышел из гостиницы, чтобы увидеть город. Только рассвело, от каналов подымался туман, было пусто и приторно попахивало марихуаной. Потом сразу откуда-то появились толпы людей – почти сплошь чернокожие. Я спросил сотрудников гостиницы, где же коренные жители. И мне грустно ответили, что их практически вытеснили из города. Так что ваши «нацики» еще будут тосковать по уехавшим прибалтийским русским, поскольку они по своей культуре и ментальности близки латышам.

- А как сложилась ваша карьера после того, как вы уехали из Латвии?

В ДВАИУ я работал начальником научно-исследовательского отдела. Последним приказом министра обороны СССР был переведен в Москву в Научно-исследовательский институт авиационно-космической техники. Там в 94-м закончил службу, перешел на «гражданку». Активные люди не должны пасовать перед событиями, они всегда найдут применение свои силам.

Перспективы

- Чем занимается инвестиционная группа, которую вы представляете?

Это не такой простой вопрос. Трудно перечислить все сферы, куда вкладываются деньги, и все проекты, которые осуществляются. В первую очередь это, конечно, топливно-энергетический комплекс. В свое время по договоренности с Юрием Лужковым создали Центральную топливную компанию и добились, чтобы в Москве был самый дешевый бензин в стране. Российско-белорусская компания «Союзнефтегаз» занимается обеспечением энергетическими ресурсами Белоруссии. В нашем ведении добыча золота в Южной Африке и производство марочных вин в Крыму. Там, в районе Коктебеля, создано великолепное винодельческое хозяйство «Солнечная долина». Есть проекты в Колумбии, в Саудовской Аравии, в Канаде. А поводом для визита в Ригу стало то, что здесь 27 октября пройдет заседание совета директоров сибирской сервисной компании.

- Как-то странно: в Риге заседает совет директоров сибирской компании…

Почему странно? Нашими партнерами являются крупные западные инвестиционные фирмы. И вполне удобно встретиться в тихом городе, куда всем удобно добираться.

- Ваши собеседники в Даугавпилсской думе сказали, что обсуждается возможность инвестиционных проектов, связанных с Латвией.

Да, хотя пока разговор идет на уровне идей. Подписание договора об экономическом сотрудничестве между Россией и Латвией – это сигнал бизнесменам, что для них открываются новые направления деятельности. На мой взгляд, латвийские предприниматели упускают возможности поставки качественных, экологически чистых продуктов в российские города. Там уже сложилась категория потребителей, которые из всего многообразия выбирают продукты, в составе которых нет добавок, искусственных заменителей. В отличие от западных покупателей те же москвичи еще помнят вкус латвийской сметаны, творога, колбасы и так далее. Правда, придется вступить в жесткую конкуренцию с литовцами, которые давно представлены на нашем рынке. Если говорить о масштабных проектах, то они наверняка будут связаны с транзитом. Я лично уверен, что поток грузов в обоих направлениях будет возрастать. В России есть современные уникальные нанотехнологии, есть новая продукция, экспорт которой будет расширяться. Хотя у нас и собственный рынок очень велик. Но резинотехнические изделия, станки и инструменты будут востребованы на Западе. И давно пора не только перестраивать пункты на пограничных переходах, но и те же дороги. Кстати, дороги от Москвы на юг и на восток давно приведены в порядок, там трассы, по которым легко едешь со скоростью 180 километров в час. А вот в западном направлении – беда, а не дорога. Но почему одна Россия должна вкладывать деньги в инфраструктуру, которой пользуется и Евросоюз? Вполне логично, что здесь необходимы инвестиции ряда стран. Надо строить совместно.


Написать комментарий

Tolkovo govorit.

отец моего бывшего одноклассника.

Написать комментарий