Чиновники отдельно, партии отдельно

Эстонский парламент ввел жесткие ограничения для государственных чиновников. Согласно принятым поправкам, с 2008 года госчиновникам будет запрещено становиться членами политических партий. Стоит ли и в Латвии, где зачастую близость той или иной политической организации определяет карьерный рост человека, принять подобные меры? С этим вопросом Телеграф обратился к самим политикам.

Солвита АБОЛТЫНЯ, экс-министр юстиции (Новое время):

— Эстонцы, конечно, пошли по очень радикальному пути. Но и у нас также есть некоторые ограничения, заложенные в законах о гражданской службе и о конфликте интересов. Да, чиновничество должно быть политически нейтральным, только тогда госслужащие действительно смогут думать об интересах государства, а не какой-то конкретной группы людей. У нас есть прецеденты, когда политическая принадлежность определяет карьерное положение. К примеру, госсекретарь Минюста — близкий человек к Народной партии. Происходит такое и в МИДе, когда после вступления в ряды “народников” человек получает должность. Так, к примеру, произошло с Астрой Курме, которая стала послом Латвии в Италии. Это, разумеется, нехорошая тенденция.

Марек СЕГЛИНЬШ, глава Юридической комиссии Сейма (Народная партия):

— Не думаю, что такие строгие ограничения целесообразны. У нас уже установлены определенные рамки для судей, прокуроров, сотрудников служб безопасности. Более широкие ограничения, на мой взгляд, ущемили бы права человека на участие в политических процессах. Политика у нас осуществляется через партии. И как можно лишать человека возможности влиять на это? Я скептически смотрю на такое предложение: это, скорее, популизм, нежели реальная необходимость.

Валерий АГЕШИН, заместитель председателя парламентской фракции Центра согласия:

— С одной стороны, такие меры можно расценить как ограничение в политических правах. Но чиновник должен исполнять волю законодателя вне зависимости от своей партийной принадлежности. Госслужащие высшего уровня обязательно должны быть беспартийными. По сути, чиновник — это профессиональный менеджер, а не выдвиженец партии. Но, безусловно, проблема такая существует. В зависимости от конъюнктуры человек вступает в ту или иную партию. А когда конъюнктура становится другой, то меняется либо сам человек, либо он меняет партийную принадлежность, дабы не потерять место…


Написать комментарий