Гастарбайтерский рэкет: «К вам латвийские бандиты – на бумере из Дублина…» 1

«Банду рэкетиров из Даугавпилса, процветающую в Дублине, активно разыскивает ирландская полиция», сообщил на днях известный новостной портал. Началось, как водится, бурное обсуждение. «Час» попытался разобраться в ситуации. В итоге развеялись кое-какие мифы: 1) рэкетиры в крупных городах не действуют - лишь наезжают «стричь соотечественников» в сельские районы; 2) ирландская полиция заверила, что она их не разыскивает и даже не в курсе...

«В Дублине им страшно. Они по деревням ездят…»

О том, что в Дублине и Корке, двух крупнейших городах Северной Ирландии, «активно орудует» латвийская банда из Даугавпилса, дублинские латвийцы узнали из латвийского же интернета.

«Час» провел экстренный экспресс-опрос в крупнейших латвийских комьюнити Дублина – в пригороде Свордс. Здесь как раз сосредоточены выходцы из Даугавпилса и Елгавы. О «группе из десяти человек, разъезжающих с бейсбольными битами и вымогающих у всех по 300 евро в месяц», здесь не слышали.

Правда, стало ясно, откуда «пошел слух»: как вспомнил один из наших собеседников, в мае 2006 года местная газета Irish Independent (тот ее вариант, что выходит в формате таблоида) сообщила о банде вымогателей из Прибалтики. Одним из предположительных мест исхода бандитов назывался Даугавпилс.

- Скорее всего, речь шла о литовцах, – предполагают латвийские дублинцы. – Такие банды в городе действительно были. Вымогали они, правда, исключительно у своих… Просто местные, что пресса, что полиция, в начале этого года еще в прибалтах немного путались. Это сейчас литовцы у них проходят отдельной строкой.

…Впрочем, латвийские рэкетиры в Ирландии все-таки есть. Янис, проработавший несколько месяцев на ферме в глубинке, вспоминает:

- Не так давно, примерно в сентябре, на нашу ферму приезжали четверо каких-то мужиков, как будто из фильма про бандитские 90-е. На бумере, с цепями, в кожаных куртках и трениках. Спросили, есть ли кто из Латгалии. Им сказали, что никого нет. Но они на всякий случай всем сказали, что на подъем латгальского землячества нужно отстегивать по сто евро в месяц. Мне они заявили, что знают меня, что дома у моей мамы тоже могут быть неприятности. Я покивал, конечно, хотя у меня мама умерла давно.

Больше мы их на нашей ферме не видели. Правда, на одной соседней, где резекненские женщины работают, им даже удалось что-то с них стрясти.

Ирландская полиция: «Вымогатели? Мы не в курсе»

Действительно ли банда латвийских рэкетиров активно разыскивается правоохранительными органами? Вчера «Час» позвонил в пресс-службу дублинской полиции (она же гарда).

Как нас заверили, никаких фактов вымогательства денег у латвийских гастарбайтеров официально в ирландской столице не зафиксировано.

- Мы суммируем данные по всем убийствам, нападениям и другим актам насилия, что происходят. Информации о банде из Даугавпилса у нас нет, – сообщил «Часу» представитель пресс-службы.

Соответственно гарда категорически отрицает и то, что она «активно разыскивает латвийскую банду». Впрочем, если такие факты действительно имеют место, то полиция готова реагировать. И даже настоятельно просит латвийских гастарбайтеров сообщать об инцидентах в подробностях.

«Ирландским участковым – все равно»

Получается, что никто из пострадавших от «д-пилсской братвы» не обращался в полицию? Наш собеседник Янис, встречавшийся с вымогателями лично, в ответ смеется:

- Тем, кто в ирландской глубинке какое-то время прожил, все ясно. Ведь здесь ситуация такая же по сути, как у нас в Латвии. Это в Дублине – несколько тысяч полицейских, работает гарда. По ночам катаются патрули – по одному на каждый район. Они в последнее время даже каким-то переводчиком с латышского обзавелись. Если что, объект вымогательства сразу пишет заявление, и любые попытки рэкета сразу пресекаются.

Ну а в сельской местности здесь, по сути, даже не полицейские, а так, шерифы. Один участковый на десятки километров вокруг. Все его функции: узнать от какого-нибудь приятеля, что его троюродный брат едет по дороге пьяным, отзвонить этому пьяному на мобилу и сказать: «Уилл, стой на месте. Сейчас приеду тебя задерживать…»

Ну а к нашим, да и к любым гастарбайтерам они даже не пробуют соваться. Они нас просто не воспринимают. Работают какие-то албанцы на полях – и пускай себе работают. У них свой язык, свои разборки. Те же женщины из Резекне пробовали жаловаться ближайшему участковому. Он послушал их и сказал: «Ничего не понимаю. Но попробую вам помочь». До сих пор пробует, видимо.

От хозяина тоже особой помощи не дождешься. По одной простой причине: ему внимание центрального аппарата гарды совершенно не нужно. Потому что наедут, начнут проверять, и выяснится, что латвийцы с поляками у него горбатятся за наличные, причем налоги за них не платятся, а сама зарплата явно меньше законного минимума… Реакция у хозяина та же: «У вас с вашими земляками свои дела. Меня в них не вмешивайте». И все. Еще и уволить может, чтобы уж точно не было никаких неприятностей.

Кто они такие

Что касается личностей вымогателей, то, по мнению наших дублинцев, «скорее всего, это обычные гастарбайтеры, из тех, кто еще в Д-пилсе привык иногда выезжать на хутора и грабить отдельно стоящие хозяйства. Всю неделю нормально ходят на работу, где-нибудь в мастерской или на стройке. А под уик-энд иной раз соберутся, вооружатся одной битой для наведения страха и поедут на ферму «лохов стричь».

Кстати, на местном английском жаргоне это так и называется trim, «стричь овец». Много с сельхозрабочих собрать, конечно, не получается. Но лишние 500 евро всяко не помешают. Тем более что искать их никто особо не будет…»

Дублинский рэкет: как это бывает на самом деле

Ну а на самом деле главный объект вымогательства в ирландской столице – это вовсе не рабочие из Латвии. Это украинцы, узбеки и молдаване, прибывшие в страну по поддельным литовским паспортам (до того, как их модернизировали, их было очень просто подделывать: в какой-то момент почти настоящий литовский паспорт стоил $300, они хорошо расходились). Рэкетом этих псевдолитовцев, как правило, занимаются их же коллеги в дублинских мастерских и на стройках: «Не будешь мне платить 10% – сдам тебя иммиграционной службе». Тут и биты никакой не нужно.


Написать комментарий

bret,jasno two iz latvii statja