Кто и почему будет мерзнуть?

Даугавпилчанам опять объявили, что должников начнут отапливать в последнюю очередь. Таковых по данным тепловых сетей не так уж и мало -- 59 домов ПЖКХ, 24 денационализированных и 3 кооперативных дома на Новом Форштадте.

Председатель правления АО “Даугавпилс силтумтикли” Эдгар Даугелис говорит, что повторить прошлогодний эксперимент предприятие вынуждает тяжелая финансовая ситуация. Несмотря на то, что за летний период проплата за тепло активизировалась, общая сумма долга населения и юридических лиц по-прежнему за критической отметкой и составляет 3 млн. 800 тыс. латов.

Э. Даугелис согласен, что предпринимаемые меры несправедливы по отношению к тем 30 % жильцов, которые регулярно оплачивают счета и вынуждены терпеть неудобства вместе с должниками, однако другого выхода, по его словам, нет. Отключить от отопления только должников технически невозможно — пострадает вся коммуникация многоэтажки. Старшие домов, которым были вменено в обязанности “подстегивание” неплательщиков в прошлом году, должны взять на себя эту миссию и в нынешнем. И вообще, по мнению Э. Даугелиса, выбивание долгов — прерогатива хозяина. Домоуправления и владельцы денационализированных домов должны заключать с предприятием договор на услуги, как ООО “Даугавпилс уденс” и “СпецАТП”. Дескать, пусть хозяин следит за ситуацией и как юридическое лицо договаривается с теплосетями, кого из должников подключать к отоплению и на каких условиях.

Идя на столь непопулярные меры, как “подмораживание” неплательщиков, руководитель теплосетей, конечно же, понимает, что при существующих в городе зарплатах и безработице — это не прибавляет популярности властям и не меняет ситуации в корне. В более успешных городах жильцы устанавливают автоматические теплоузлы, которые позволяют корректировать температуру и значительно уменьшают оплату за потребляемое тепло. Установка такого узла в зависимости от размера дома стоит от 3 до 4 тыс. латов. Несколько таких домов есть и в Даугавпилсе. Шведы, некогда предлагавшие нашему городу свою концепцию теплоснабжения и софинансирование, оставили это оборудование в качестве рекламы.

По словам Э. Даугелиса, в ближайшее время дабы избежать аварий потребуется замена отслужившей свое втутридомовой системы многоэтажек. Задача вверенного ему предприятия — довести тепло до дома, а за тем как оно потребляется, пусть следят сами жильцы.

Однако, какие бы свои доводы не приводили муниципальные чиновники, людям с прохудившимися кошельками и безработным, мягко говоря, они кажутся абсурдными. В этом я убедилась, когда побеседовала с жильцами одного такого дома-должника на ул. Виенибас. Это здание, считавшееся некогда общежитием Даугавпилсского общестроительного треста, таковым и осталось для жителей одного из подъездов. Из удобств в этих квартирах — туалет и холодная вода. Другие же подъезды реконструированы и люди там проживают в обычных благоустроенных квартирах.

Не скрою, не всех жильцов тянуло на откровенность. Вход в одну из квартир мне преградил грозный ротвейлер, а его респектабельная с виду хозяйка не пожелала рассказать, почему долг за отопление вырос у нее до 300 латов. Схожая ситуация поджидала меня и еще в нескольких квартирах.

И все же большинство жильцов шли на контакт. Обитательница того самого недореконструированного подъезда Тамара Мамедова (на снимке) рассказала, что живет на пенсию брата-инвалида. Помимо него, в семье еще две дочери Тамары, одна из которых недавно стала совершеннолетней. С мужем женщина в разводе уже несколько лет. Постоянной работы не может найти по состоянию здоровья. Скапливающийся долг за отопление по возможности гасит за счет отработки. Однако, в прошлом месяце не смогла заплатить даже за метры — девчонок нужно было подготовить к новому учебному году.

У Я. этажом выше долг составляет 150 латов. Мужчина получает пенсию по инвалидности, немного превышающую 50 латов. Трудоспособность Я. потерял после аварии. Да и вся жизнь пошла под откос. Развелся с женой и своим сыновьям оказался ненужен. Сходить в магазин за продуктами Я. тяжело, а “курьерам” приходится платить за услуги. “Пусть обрезают отопление. В комнате все равно зимой холодно. Поставлю масленный радиатор”, — говорит он. Мужчина предупреждает меня, чтобы в соседнюю дверь не звонила. Все равно никто не откроет. Хозяйка ушла по делам, а сын у нее лежачий. Разбился парень на стройке. Теперь горюет и сын, и мать.

Небольшой с виду дом, вcего-то на три подъезда. Но сколько в нем искалеченных судеб. Страданий и боли, невсегда учтенных соответсвующими службами и незаложенных в тарифы.

Многие жильцы говорили о том, что государство отучило их от бани. Что умываются теперь двумя пальцами, а лишний раз ноги помыть стало непозволительной роскошью. Даугавпилчане уверены, что удешевить тепло можно не только за счет автоматических тепловых узлов и счетчиков, но и за счет сокращения потерь на участках с нарушенной теплоизоляцией. В советское время тепловые сети строились с размахом, а в нынешней ситуации протяженность тепловых труб требует корректировки. Что-то не было слышно, чтобы где-то трубы переделали, по-хозяйски укоротив путь тепла к потребителю. Приказать “плати”, конечно, легче. Ну, а тем кто платит регулярно, рассуждают горожане, почему бы не уменьшить тариф — в качестве стимулирования? Запугать, “подморозить” — это проще.

28.09.2004 , 13:27

"Латгалес Лайкс"


Написать комментарий