«Кино меня сейчас не волнует» 1

Если бы он снял только "Мой друг — человек несерьезный", "Театр" и "Дитя человеческое", то уже вошел бы в историю отечественного да и европейского кино. Но хороших фильмов у него гораздо больше. Конечно, коллеги-кинематографисты и поклонники творчества Яниса СТРЕЙЧА не могли подойти к 70-летию действующего киноклассика формально. Серия торжеств продлится с сентября до конца года.

Кто мог предвидеть?

Сначала в Киномузее открылась интереснейшая выставка. Чествовали Стрейча и на приеме в Доме Майкапара в день открытия Балтийского конкурса кинофорума “Арсенал”, и на литературном мероприятии в Екабпилсе. 30 сентября в Прейли пройдет юбилейный концерт с участием его любимых актеров. С 4 по 8 октября в кинотеатре “Рига” — ретроспектива его фильмов (“Театр”, “Дитя человеческое”, “Чужие страсти”, “Свидание на Млечном пути”, “Carmen horrendum. Песнь, наводящая ужас”). 11 октября — презентация его книги Lāga dvēseļu straumei.

И Телеграфу режиссер сообщил, что на сегодня ничего заранее не планировал — главные события кругом, а этот день как раз спокойный. Но кто знает, как получится… Кто, например, мог предвидеть, что задуманная к его 50-летию обычная творческая встреча в Музее Райниса в Ясмуйже превратится в настоящий национальный праздник?!

В съемках пока тоже перерыв. Стрейч спокойно ждет указаний от Андрейса Экиса, заказчика и продюсера будущего настоящего большого фильма “Наследство Рудолфа” по мотивам “Дней портных в Силмачах” и других произведений Блауманиса. Все распланировано, актеры готовы. Надо строить настоящие декорации, шить костюмы. Идет подготовка, а съемки намечены на следующее лето. Режиссер говорит, что никогда не вмешивается в дела продюсера: “Если я нужен — пожалуйста, нет — у меня есть многое другое, что делать. Не переживаю по поводу того, есть у меня в кино работа или нет на данный момент”.

Есть и самые разные идеи для кино, но об этом Стрейч заранее никогда не говорит. Из суеверия. “Я знал одного человека (он уже умер), — вспоминает Янис Янович. — Всю жизнь он ходил, рассказывал свои гениальные замыслы — и почти ничего не осуществил… Так что лучше молчать”. И сам Стрейч, и его дети руководствуются именно этим принципом. Кристап в кино сам пробивается, рекламные клипы делает. Виктория — актриса. Училась в Риге, дипломную работу делала в Литве, там же оканчивала магистратуру. Играла в Каунасском театре, в Клайпедском музыкальном, и за главную роль в мюзикле “Кабаре” даже была названа лучшей актрисой музыкального театра минувшего сезона. Но папа до последнего момента не знал, что она уже работает у знаменитого Някрошюса!

Счастливый человек

Янис Стрейч вывел множество людей на киноэкран, но признается, что следить за дальнейшей судьбой своих “кинодетей” у него как-то не получается.

У меня столько дел, и я не одинок. Сегодня мы, например, были со знакомыми в бане. После чего беру мобильник и говорю: “Вот как странно. Есть люди, которые ждут, кто бы их вспомнил. А я рад, когда мне никто не позвонил”. Так что поздравят, не поздравят — мне это безразлично. Честное слово!

— Ну?.. Дай бог, чтобы так было всегда!

Золотые слова. Самое лучшее поздравление — это от вас! Где-то прочитал фразу: “Я звоню, когда хочу и кому надо. Мне звонят редко. Счастливый человек”. Тогда мне такая формулировка показалась странной, но теперь я это прекрасно понимаю.

— Собственные фильмы пересматриваете иногда?

Бывает… А недавно, на моем чествовании в Екабпилсе, один выступающий выразительно прочел фрагмент из романа Моэма “Театр”, где описывается состояние Джулии после ее этапного спектакля. Я с таким интересом слушал — у нас на экране было совсем другое! Теперь и хочется перечитать, и страшно. Боюсь увидеть свои непростительные просчеты, то, что я еще мог бы извлечь из романа для фильма.

— А чужие новые фильмы вы смотрите?

Мало, стыдно даже сказать… Кино меня сегодня не волнует, я его изучил со всех концов. Романтики в этом никакой не вижу, восторга, который в молодости испытывал, уже нет. Меня больше интересует совсем другое. Живопись, книги… Ну, иногда хотелось бы просто посмотреть остросюжетный фильм. Кстати, прекрасный писатель Сомерсет Моэм в конце жизни с увлечением читал детективы.

И все! Рука отсохла у него писать. Я детективы не читаю, мне нравится документальная проза — вот где истинная жизнь! А кино — это для молодых. И потом с ним связана такая слишком уж преувеличенная популярность. Вот последнее время слышу столько хороших слов в свой адрес, что даже неловко слушать.

— Рискну добавить неловкости. Увидела на выставке в Киномузее ваши пейзажи. Мне кажется, это интересно, это — настоящее.

Ой, спасибо! Меня радует, что профессиональные художники тоже одобряют то, что я вспомнил увлечение молодости. Но кино научило меня главному свойству — способности увидеть свою работу со стороны и как будто в первый раз. Многие ведь настолько входят в то, чем занимаются, что не видят, как оно выглядит на самом деле. А научиться этому очень просто. Посмотри в зеркало: там все наоборот, это другой взгляд. Между прочим, зеркало, подаренное мне во время рижской встречи с Иштваном Сабо, отвезу в деревню, в новую баню.
Не ступай!

Стрейч смеется, что молодому режиссеру, ступающему на странный и увлекательный путь в этой профессии, пожелал бы одного — не ступай! Выбери более престижную в Латвии, более прибыльную работу — чем бы и он, Стрейч, занимался, если бы не советская власть. При которой, как ни странно, самыми престижными профессиями были те, что связаны с искусством. Банкиры — это был пережиток прошлого. Священники считались мракобесами. Предприниматели, торговцы — спекулянтами проклятыми. Наука была в “почтовом ящике”… Все, что сейчас в почете, тогда было позорно или засекречено. "Но жизнь есть жизнь, — резюмирует режиссер. — И хорошо уже то, что ты живешь еще, все это видишь. Мне понравилось выражение Шеки Фишера: “Прекрасно тогда, когда все недовольны, а жить можно”. Чтобы все были довольны — нереально. Но страшно, когда довольна малая часть, а всем остальным плохо".

Досье

Янис Стрейч, режиссер, сценарист, актер. Родился 26 сентября 1936 г. на хуторе Анспоки, близ Прейли. Окончил педагогическое училище в городе Резекне (работал учителем и педагогом-воспитателем), затем режиссерский факультет Латвийской консерватории по специальности “театральная режиссура”. Заслуженный деятель искусств ЛатвССР (1976), лауреат премии Ленинского комсомола Латвии.

В 1991—1995 гг. был председателем Союза кинематографистов Латвии. С 1999 г. — почетный член АН ЛР.

Игpaл в собственных фильмах “Стреляй вместо меня”, “Театр”, в детективе Геннадия Полоки “А был ли Каротин?” и кинопритче Ансиса Эпнерса “Клетка”. Снял 21 фильм, сейчас работает над 22-м.


Написать комментарий

Работал не педагогом-воспитателем, а пионерским вожатым в Прейльской 2-й ср.школе.