Америка замкнула кольцо

Решением Коллегии выборщиков президентом Эстонии избран бывший глава МИДа Тоомас Хендрик Ильвес. Таким образом, США сомкнули так называемое кольцо Маршалла — во всех трех государствах Балтии президенты имеют местные корни, но американское подданство. К тому же Ильвес разрушает миф о балтийском единстве, считая, что Латвия и Эстония ближе к скандинавам, а Литва — к Польше.

Тоомаса Ильвеса выдвинули кандидатом в президенты четыре правые националистические партии. Ему 53 года, родился он в Стокгольме, с 1991 года живет в Эстонии. До этого работал в Комиссии по иностранным делам Европарламента, возглавлял эстонский МИД, был послом Эстонии в США. Главной задачей своего президентства Ильвес объявил преодоление раскола в эстонском обществе.

Однако, по мнению бывшего коллеги Ильвеса — латвийского экс-министра иностранных дел Валдиса Биркавса, направления его работы будут намного глубже. Ильвес обеспечит Эстонии более прозападную ориентацию, считает Биркавс. Он, американский эстонец, не говорящий по-русски, без советского прошлого, впитавший демократию с молоком матери, будет более усердно бороться за участие Эстонии в коалиционных силах НАТО и других американских миссиях, например, поддерживать войну в Ираке.

Но и для внутренней политики фигура Ильвеса достаточно удобна. “Реально ведь борьба разворачивалась не между Арнольдом Рюйтелем и Тоомасом Ильвесом, а между Ильвесом и лидером левой центристской партии Эдгаром Сависааром. Последний был достаточно популярен (особенно в среде русскоязычных, так как отчасти поддерживает пророссийский курс. — П.Э.), и если бы Рюйтель попал в президенты, то Сависаар обязательно стал бы премьером. Своим выбором правые отсекли Сависаара от власти. А это значит, что Эстония пойдет не сбалансированным путем между Западом и Востоком, а чисто прозападным, какой в начале 90-х задал знаменитый эстонский премьер Март Лаар. Эта битва напомнила ситуацию на Украине, где выбор был между Ющенко и Януковичем”, — комментирует Биркавс.

Фактически в Эстонии произошел крах пророссийского направления, и теперь страна вернется в западную колею внешней политики. А благодаря Ильвесу и скорому уходу Вайры Вике-Фрейберги с поста президента у Эстонии есть все шансы занять лидирующие позиции в Балтии, которые до этого момента принадлежали Латвии. Ильвес, по мнению Биркавса, способен и будет стараться развеять миф о балтийском единстве, поскольку считает его советским явлением.

На взгляд Ильвеса, Латвия и Эстония должны входить в Северные страны, а Литва — придерживаться коалиции с Польшей. Тем более что последние политические события то и дело демонстрируют хрупкость связей между Балтийскими республиками. “Литва поспешно заявила о своей поддержке Вайре Вике-Фрейберге на посту Генсека ООН, но потом, после консультации с Польшей, признала свое заявление ошибкой. Поэтому с Ильвесом балтийское направление вряд ли будет развиваться. Но сама Эстония станет более видной на политической арене”, — прогнозирует экс-глава МИДа ЛР.

По мнению Биркавса, в сложившейся ситуации задачей Латвии будет выбрать достойного преемника Вайре Вике-Фрейберге, чтобы не потерять лидерство в балтийском треугольнике. И по его данным, такая кандидатура уже есть — “очень известная, но пока еще никем не озвученная”. К тому же, на его взгляд, следующим президентом будет кто-то из местных, а не ставленник США.

Напоследок Биркавс, знающий Ильвеса не понаслышке, рассказал Телеграфу о нем как о человеке. Новый эстонский премьер знает одно слово по-латышски — “мороженое”, очень любит наш бальзам и проживает в имении недалеко от границы с Латвией с неблагозвучным для латышей названием Mulki, что при добавлении в слово смягчений переводилось бы с латышского как “Дураки”. При этом Ильвес абсолютно не амбициозный человек. “Я помню, как он, путешествуя на корабле, мог спокойно общаться с самыми простыми людьми из плавсостава и пить с коком пиво”, — закончил свое повествование о новом президенте Эстонии Биркавс.


Написать комментарий