НАТО хоронить рано

Не так много времени остается до рижского саммита НАТО, и все чаще в латвийскую столицу прибывают эксперты по военным делам со всего мира. На днях Телеграф встретился с Уолтером СЛОКОМБОМ, бывшим замминистра обороны США. Пентагоновский специалист убежден: звучащие в Европе сомнения, что НАТО не в состоянии адекватно реагировать на угрозы терроризма, не имеют под собой почвы. НАТО хоронить еще рано, считает он.

Исторические причины

— Когда было объявлено, что саммит НАТО пройдет в Риге, все сразу вспомнили, что Латвия граничит с Россией. Вы согласны, что это было некое послание Москве?

Это не было вызовом России. Это скорее символизирует включение Латвии в более широкое европейское пространство.

— В России по-прежнему опасаются НАТО, представители которого иногда называют эти опасения паранойей. В Москве же говорят так: “А зачем тогда они размещают свои базы вокруг наших границ?” Кто виноват в этой ситуации?

России действительно не стоит бояться НАТО. Но надо понимать, что на это есть исторические причины. Тем не менее между Россией и альянсом существует реальное сотрудничество. Нам надо работать, чтобы не возвращаться все время к истории. В конце концов, в странах Балтии ведь нет никаких военных баз, никакого другого военного присутствия — французского, британского или американского — только свои вооруженные силы.
А оно нам надо?

— Последнее расширение НАТО было политическим шагом, а не военным, учитывая небольшие ресурсы новых членов альянса. Вы не считаете, что НАТО следует быть больше политической организацией, чем военной?

Эти две составляющие проводимой политики по обеспечению безопасности трудно разделить. Но это правда, что важнейшей задачей НАТО является создание политического форума, и не только для членов альянса, но и для других государств — России, Украины и т.д. Но это ведь и военный союз со своей структурой, которая, впрочем, управляется политиками.

— НАТО является классическим военным союзом из XX века, который не способен ответить на новые угрозы вроде терроризма. Поэтому сейчас в Европе многие полагают, что в НАТО больше нет необходимости, так как оно бесполезно…

Не согласен, что бесполезно. Многие антитеррористические инициативы проходят именно через НАТО. Да, НАТО было создано из страха перед СССР, но сейчас — после коллапса Советского Союза — НАТО изменило свои задачи. На-пример, альянс возглавляет антитеррористическую деятельность в Афганистане — в стране, которая была базой “Аль-Каиды”.

Терроризм беспокоит не только США, но и всю Европу — и Россию в том числе. НАТО работает и на Балканах, где сотрудничает с Россией. Мы должны преодолеть эту ментальность холодной войны.
Маленькая часть огромного мира

— Учитывая скромные возможности Латвии, чем она может быть полезна НАТО?

НАТО тем и интересно, что в нем состоят и большие страны — вроде США, Франции, Великобритании, Германии — и очень маленькие. Например Люксембург, который является членом альянса с самого начала. Так что приносимая польза рассматривается относительно размеров страны. Латвия тоже послала военных и в Афганистан, и в Ирак, и их число пропорционально размерам страны. Наконец, есть и политический взнос, географический.

— Что, на ваш взгляд, самое важное в обеспечении безопасности для такой маленькой страны как Латвия?

С одной стороны, Латвия должна решать свои внутренние проблемы — экономические, демографические и т.д. С другой — ваша страна является частью огромного мира и должна разделять глобальные озабоченности вроде терроризма, энергетической безопасности, распространения ядерного оружия.
Два разных кризиса

— Может ли “иранский кризис” разделить членов НАТО на два лагеря, как это случилось перед войной в Ираке?

Я думаю, мы все заинтересованы в том, чтобы у Ирана не появилось ядерное оружие. В конце концов, Иран ближе к Европе и России, чем к США. Тактика же реализации своих интересов, конечно, может отличаться. Но вряд ли здесь есть потенциальная угроза, что страны будут разделены относительно конечной цели их действий. Различия могут быть в том, как этой цели добиться. Сейчас все зависит от Ирана, хочет ли он идти на дальнейшую конфронтацию или готов начать переговоры.

Вы не считаете, что угроза со стороны Ирана преувеличивается, для того чтобы можно было применить силу? Ведь именно так было в Ираке — недавно было официально признано, что Саддам Хусейн не имел никакой связи с “Аль-Каидой”.

— Да, без сомнения, мы совершили очень большую разведывательную ошибку в отношении Ирака. Но с Ираном другая ситуация. Вопрос не в том, имеет ли он ядерное оружие, а в том, чтобы остановить его до того, как он его получит.


Написать комментарий