Лицедеи, заклинатели смерти

Евгений Гришковец давно уже не ест собак. Но остался таким же естественным, смешным, душераздирающим рассказчиком и мягким, как пластилин, актером в собственных режиссерских руках, как это было во времена его первого спектакля «Как я съел собаку». Теперь он приехал в Ригу со спектаклями, где выходит на сцену уже не один.

В Русской драме Евгений Гришковец сыграл «Планету» с Анной Дубровской и «По По» с Александром Цекало. Планета по Гришковцу – одновременно и слишком огромная, чтобы двое мужчина и девушка могли встретиться на ней, и очень маленькая, домашняя, уютная. Гришковец обживает эту планету, косноязычно восхищаясь всяким мельчайшим штрихом повседневности. За то и называют его поэтическим гиперреалистом, что он поднимает на щит детали окружающей жизни и быта, любовно отпечатанные в душе каждого человека.

В «Планете» Гришковец отошел от ретроспективного взгляда в ностальгически-горькое прошлое (детство, отрочество, юность героя и страны отразились в его первых театральных работах) и заглянул в сегодня – или в вечность… В спектакле «По По» (на всякий случай расшифровываю заглавие: имеется в виду – по рассказам Эдгара По) никакой автобиографичности, разумеется, нет. Это чистое искусство, то бишь свободная игра воображения на материале новелл первого в мире литературного фантаста и основоположника детективного жанра.

Поначалу у публики присутствовало опасение увидеть на сцене двух Гришковцов. Но Александр Цекало сумел найти собственную интонацию, удачно вписавшись в своеобразный и давно сложившийся сценический мир своего партнера. Образовался полноценный дуэт – два смешных человечка (но каждый смешон по-своему!), перебивая друг друга, рассказывают страшные истории про смерти и воскрешения, убийства и погребения.

Гришковец сам же объяснил публике художественный принцип спектакля: в ходе репетиций актеры, не перечитывая, вспоминали рассказы Эдгара По так, как они запомнили их в детстве. И публика не знает, хохотать или содрогаться от ужаса, когда один из персонажей простодушно описывает в деталях одно-другое-третье свое убийство – отравил дядю, чтобы завладеть его замком, потом замуровал заживо в стену соперника… Жуть!

В конце концов мы смеемся и содрогаемся одновременно. Но все-таки смеемся больше. Комическое «понарошку» побеждает романтический ужас злодейства. Мне кажется, Гришковец специально решил посмеяться над смертью. В мире, полном страшных смертей, только актеры, лицедеи и шаманы могут отгонять отвратительных призраков. Иногда для этого им приходится нацеплять омерзительные маски. Спектакль «По По» – это о том, что жизнь прекрасна, а смерть ужасна. И если смеяться, то побеждает жизнь.


Написать комментарий