Запад против Ирана: война нервов

Об этом президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад заявил вчера, когда истек срок, предо-ставленный Советом Безопасности ООН Ирану для прекращения работ по обогащению урана. Президент Ирана подчеркнул, что «западные страны должны знать, что иранская нация не поддастся давлению и не откажется от своего права» в области мирного атома.

Президент страны подчеркнул, что Иран как страна – участник Договора о нераспространении ядерного оружия «находится на начальном этапе производства ядерного топлива для мирного использования». Он отверг обвинения США в том, что Иран «является угрозой миру».

В свою очередь Соединенные Штаты готовят список санкций и будут требовать их принятия в Совете Безопасности ООН. В первую очередь это ограничения на импорт ядерного оборудования и материалов. Санкции могут включить в себя еще и ограничение доступа страны к международным финансовым рынкам. Администрация Буша также пытается убедить европейские финансовые институты отменить программы нового кредитования Ирана.

В принципе, ничего нового не предлагается – торговля Америки с Ираном была ограничена еще с момента кризиса с заложниками. Однако европейские и российские компании продавали Ирану технологии для развивающейся гражданской ядерной программы. Представители США опасаются, что санкции вряд ли заставят Россию прекратить оказывать Ирану помощь в завершении строительства ядерного реактора в Бушере.

Проект в Бушере – это сотни миллионов долларов для России. Естественно, что Москва будет настаивать, что санкции не должны влиять на уже находящиеся в работе гражданские проекты. То есть все, чем угрожает Америка, на Иране особенно не скажется: недостающие детали реакторов или особенности технологии производства Иран легко может докупить у Китая, Северной Кореи или той же России.

Так что же – остается только война? Вряд ли американцы, увязшие в иракской авантюре, попытаются применить опыт «демократической оккупации» еще в одной ближневосточной стране. Тем более что на сей раз союзников у США будет значительно меньше: против немедленных санкций и тем более против военного вмешательства выступают не только Китай и Россия, но и большинство стран ЕС.

Нежелание переводить перепалку с Ираном в военную область имеет под собой еще одно обоснование: американское военное руководство полагает, что Иран может создать первую атомную бомбу через пять-восемь лет. Этот временной отрезок объясняет, почему администрация Буша не считает безотлагательным нанесение воздушных ударов по объектам ядерной программы Тегерана. Однако некоторые политики и военные призывают руководство страны не успокаиваться и как можно скорее начать бомбардировку Ирана. Например, генерал-лейтенант ВВС в отставке Томас Макинерни заявил, что удары по стране нужно наносить немедленно, причем операция с использованием бомбардировщиков-невидимок B-2, крылатых ракет и истребителей должна продолжаться одну или две недели. Целью налетов должны стать система противовоздушной обороны и около 40 ядерных объектов, в том числе отстроенный Россией реактор и завод по обогащению урана.

Израиль тоже готовит планы нанесения воздушных ударов с использованием истребителей F-15 и F-16 . Иранский президент не раз угрожал уничтожить Израиль, который находится в поле досягаемости его баллистических ракет Shihab-3. Зная силу фанатизма исламистов, можно не сомневаться: на любое нападение Израиля немедленно последует ответный удар…

Таким образом, противостояние западной демократии с Ираном перерастает в войну нервов – у кого они не выдержат первыми.


Написать комментарий