И снесла курочка дорогое яичко…

Крупнейший производитель яиц в Латвии Balticovo заявил, что в сентябре поднимет цену на свою продукцию, и даже сказал, на сколько. Неужто без этого никак нельзя обойтись? И что, цену нужно поднять именно на 10 процентов? А меньше нельзя? И что теперь будет? Хлеб подорожает? И торты тоже? Вот сколько сразу было у меня вопросов к Виктору Свирченкову, председателю правления Марупского сельскохозяйственного центра.

Домики на курьих ножках

…У Свирченкова мобильник прокричал «ку-ка-ре-ку».

- Простите… – Виктор выключил телефон. – Так на чем мы остановились?.. А, да… Так вот, яйца изначально бывают дешевыми и дорогими. Когда вы берете марупское яйцо, то на нем сразу видите или циферку 3, или 2, буквы LV и номер – это международная классификация яйца. Что она означает?

Троечка – яйцо получено от птицы, содержащейся в клетке. Скажем, у нас в одном курятнике клетки – в пять-шесть этажей, птица сидит, получает корм, скучает… Двойка – значит, яйцо снесено птичкой, которая бродит по дому площадью 1000 квадратных метров, вместе с ней гуляют 5- 6 тысяч ее подруг, можно пробежаться, поваляться на сене-соломе, опилках, зайти в «ресторан», заскочить в «роддом» – присесть на деревянные гнезда… Понятно, что цена яйца с двойкой выше. Единичка – это когда в таком курятнике на окна или дверцы ставятся жалюзи: птица может выйти погулять по травке огороженного (дабы избежать контакта с другими птицами и не заразиться гриппом!) загона. Ее яйцо еще дороже.

И, наконец, нолик – это свобода перемещения плюс специально сертифицированный корм, не содержащий нитритов и прочих минеральных удобрений. Яйцо с ноликом – это очень дорогое яйцо. Его и производить дорого.

- Дорого-то дорого… Но разница какая-то есть? Во вкусе, например?

- Разница – в качестве продукта. Не для прессы сравнение: вот, скажем, женщина вынашивает младенца, сидя в неволе, в тюрьме, или – в нормальных условиях. По-другому усваивается пища, другой обмен веществ в организме, метаболизм, другое настроение, свежий воздух… Только не пишите так, конечно, ужасное сравнение!

…Я решил оставить. Мы – люди взрослые, поймем.

Хорошо бы понять и другое: что происходит с ценами на латвийском яичном рынке?

Жара вокруг яйца

- Виктор, яйцо дорожает…

- Я на яичном рынке 12 лет и могу сказать: все эти годы цена на яйцо то шла вверх, то опускалась. Но это сезонные колебания, происходящие на уровне «бизнес-ту-бизнес», то есть между производителями и оптовыми покупателями. К лету яйцо становится дешевле: больше всего яиц покупает город, а летом он пустеет, народ разъезжается кто куда, спрос падает, к зиме потребление снова увеличивается, яйцо немного дорожает.

Но курице все равно, что лето, что осень, – она делает свое дело. Поэтому летом всегда возникает «лишнее» яйцо, которое в жару надо как-то хранить, куда-то продавать… Какое-то количество яиц идет в длительную (около трех месяцев) заморозку (это так называемое яйцо категории В, которое уже никогда в рознице не появится, а будет продано фирмам, производящим яичный порошок в основном за пределами Латвии). Но рынок есть рынок, он заставляет нас придумывать какие-то акции для оптовых покупателей, давать дополнительные скидки, снижать цены, чтобы яйца категории А не застаивались в заводских холодильниках, так как на цепочку курица-оптовик-магазин-покупатель отведено всего 28 дней. Если за это время яйцо не будет продано, его придется уничтожить – и мы окажемся в убытке.

Итог: к сентябрю, когда у горожан вновь просыпается интерес к яичнице с беконом, производители завершают игру с сезонными скидками и акциями, все возвращается в прежнее русло. Так должно было произойти и сейчас…

Войны не будет. Яйцо станет дороже

- Но в прессе появились материалы, свидетельствующие о том, что сегодня в Латвии началась «яичная война»…

…Возьму паузу и коротко расскажу тем, кто не следил, о событиях последней недели.

Один из крупнейших латвийских производителей яиц Balticovo выступил с заявлением, что не хочет работать себе в убыток и в сентябре поднимет цены на 10%. Тут же в СМИ Латвии поступило письмо, подписанное главой объединения производителей сельскохозяйственной продукции Dabio и моим сегодняшним собеседником Виктором Свирченковым, в котором Dabio высказало категорический протест в связи с «действиями монополиста отрасли». Ряд СМИ сделал скандальный вывод: начинается битва…

- Это ни в коем случае никакая не война! – Виктор даже отмахнулся обеими руками. – В том-то и дело, что избежать подорожания яиц нам вряд ли удастся. Просто мы против того, что кто-то имеет право объявлять во всеуслышание не о сезонном, а о резком повышении цен так, как это сделало Balticovo…

Объясняю почему. Крупнейший производитель яиц в Латвии говорит: яйца станут дороже. И даже называет порядок подорожания. Об этом слышат и наши литовские, и польские конкуренты, и в латвийских пекарнях, кулинарных и кондитерских цехах. Таким образом, всем им наш монополист как бы дает сигнал. Конкурентам – «идите со своей более дешевой продукцией на наш рынок!», пекарям и кулинарам – «закладывайте на свою продукцию более высокие цены!».

Что в итоге?

Небольшие латвийские хозяйства, производители яйца, сразу получают в лице иностранных компаний дополнительного конкурента, а латвийский покупатель – резкий скачок цен в виде более дорогого хлеба, кулинарии, кондитерских изделий. В этом случае резко вырастает уровень инфляции.

- Но разве не честно заранее предупредить потребителя, что цена вырастет? Чтобы все к этому оказались готовы? Или у вас есть способ избежать роста цены на яйцо?

- Нет. Скорее всего, что и мы поднимем цену. Зерно в этом году подорожает – такое происходило постоянно, но в этом году в связи с засухой и неурожаем, ростом цен на солярку себестоимость яйца обязательно увеличиться больше обычного. Но…

Я настаиваю: нельзя это делать вот так – резко, не дождавшись решения министерства земледелия о дотациях (а этот вопрос находится в стадии обсуждения, и в зависимости от суммы дотации, которую получат крестьяне, можно определить, какова будет реальная себестоимость яйца).

Вот почему мы говорим: из повышения цен на яйцо нельзя делать шоу!

Да, цена пойдет вверх – это неизбежно, но подъем должен происходить по мере увеличения себестоимости, никаких оснований для его резкого скачка и объявления конкретных сроков типа с 1 сентября или с 31 августа мы не видим! Сейчас начинается обычное, я подчеркиваю, сезонное сентябрьское повышение цены для оптовика и прогнозирование роста себестоимости яйца в связи с грядущим удорожанием зерна.

Теперь же, когда наш главный производитель в лице Balticovo назначил дату, новый скачок инфляции в государстве неминуем и уже приурочен к определенному числу.

Производители страны, объединяйтесь!

- Виктор, марупское производство, которым вы руководите, что из себя представляет?

- Если коротко, сельскохозяйственный центр «Марупе» – это около 80 тысяч птиц (половина – «клеточного» содержания и столько же «напольного»), это 60 человек работников, получающих в среднем от 200 до 250 латов после уплаты налогов. Если учесть, что каждая курица несет в день по 0,8 яйца (смешно звучит? Статистика…), то ежедневно мы производим около 64 000 яиц 3-й и 2-й классификации.

Надо сказать, что прежде я сам занимался всем: закупал комбикорм, растил птицу… Но недавно продал почти половину долей нашего хозяйства одному из крупнейших производителей комбикорма в Латвии – Рижскому комбикормовому заводу и теперь могу не заботиться о птичьем рационе, а больше внимания уделять собственно производству и сбыту. Отсюда и зародилась идея кооперативного объединения производителей сельскохозяйственной продукции Dabio.

- Lauksaimnieku iniciatоva – Dabio … Это ваш ответ на возможную яичную интервенцию в Латвию?

- В общем, да. Dabio – это открытая программа. На что могут рассчитывать мелкие хозяйства-производители, когда цены на корм для птицы растут? Только на решение всех вопросов путем кооперации. Только так есть шанс снижать затраты, биться за относительно низкую себестоимость и уцелеть на латвийском рынке яиц, который, надо сказать, государством никак не защищен.

Корма надо закупать сообща. Чем выше объем закупок, тем ниже цена на комбикорм, это понятно. Далее – солярка. То же самое. Далее – сбыт, реализация… Смотрите, сегодня яйца из какого-нибудь курятника, например, в Алуксне, доставляются оптовиками в Ригу, а потом возвращаются в то же Алуксне, в торговый центр, на продажу… Невыгодно, двойной прогон удорожает себестоимость.

Вывод?

Надо объединяться. Сельхоз-инициатива Dabio – это кооператив. Мелкие, разрозненные и средние производители латвийского яйца имеют шанс не только удержаться на своем же рынке, но и развиваться. В противном случае не избежать интервенции со стороны соседей, которые сначала выживут латвийцев отсюда более дешевым яйцом, а потом, заняв наше место, также станут диктовать свои условия, как это произошло с другими продуктами…

Досье

Виктор Свирченков, председатель правления Марупского сельскохозяйственного центра. Продукция, известная на латвийском рынке, – Marыpes olas (3-й классификации) и Cip-cip (2-й классификации). Сопредседатель объединения производителей сельскохозяйственной продукции Dabio . Возраст – 34 года.


Написать комментарий