Социальный договор пойдет вторым эшелоном

Первые договоры с Россией будут готовы к подписанию осенью. Так считает премьер-министр Латвии Айгар Калвитис, который общался с журналистами в одной из студий Латвийского радио.

Бензиновая паника необоснованна

— Из Москвы раздаются голоса о том, что нефтепровод, по которому нефть поступает на Мажейкяйский НПЗ, может быть закрыт. Учитывая, что большая часть бензина, потребляемого в Латвии, производится именно там, в Мажейкяе, собирается ли правительство что-либо предпринять, чтобы предотвратить ожидаемое из-за закрытия газопровода повышение цен на топливо?
bq. Топливо можно покупать и на мировом рынке, импортировать его морем. Я уже беседовал на эту тему с литов-ским премьером Гедиминасом Киркиласом, встречался с бывшим премьером Альгирдасом Бразаускасом. Литва уже сегодня принимает в Бутинге танкеры и в критической ситуации может использовать эту нефть для производства бензина. Безвыходных ситуаций нет, паниковать не надо. Конечно, при этом себестоимость топлива немного вырастет — на десятые доли сантима.

Дорого, но необходимо

— Вы предложили российской стороне открыть еще один контрольно-пропускной пункт через латвийско-российскую границу, чтобы уменьшить очереди на границах. Вы почувствовали ответный интерес к такому решению проблемы?
bq. Ответа мы еще не получили, но наш министр финансов готов поехать в Санкт-Петербург, чтобы обсудить этот вопрос с таможенным руководством России.

— Но это ведь довольно дорогая затея?
bq. Конечно. Но если мы не можем пропустить весь транспорт через два контрольно-пропускных пункта, другого выхода нет.

Инсценировка Рижской думы

— Недавнее решение правительства уменьшить территорию Рижского порта было подвергнуто критике как открывающее двери коррупции. Что вы об этом думаете?
bq. Правительство не меняло никаких границ, все это инсценировано самоуправлением. Рижская дума 6 июня приняла соответствующее решение и послала его правительству на утверждение. Дума за это проголосовала. Все эти спекуляции могу назвать предвыборным ажиотажем.

— Как вы расцениваете решение отправить в отставку главу Госполиции Яниса Защиринскиса и руководителя Полиции порядка Айвара Григулиса?
bq. Проблем в системе внутренних дел очень много. По кадровой политике, по организации труда, по материально-техническим вопросам. Наше правительство покупает новую форму для полицейских, чего не было сделано за предыдущие десять лет — это говорит о том, какой бардак существует в данной системе! Министр (глава МВД Дзинтарс Яунджейкарс. — Прим. А.Х.) взял на себя большую ответственность — мы выслушаем его аргументы и примем решение.

Безусловно, проблемы были и в руководстве полиции — не умеют деньги считать, правильно организовать работу, снабдить своих людей. Даже в уголовных делах, когда погибли люди, полицейские прикрывают друг друга — хуже уже некуда! Перемены в полиции необходимы.

Визит Ельцина — хороший сигнал

— Каких результатов вы ждете от приезда в Латвию первого президента России Бориса Ельцина?
bq. Это хороший сигнал.

В этом году отношения между Латвией и Россией развиваются позитивным образом. Предыдущие мои встречи, с Фрадковым и Путиным, также дают надежду на возобновление диалога между правительствами обеих стран.

Но необходимо сделать и практические шаги — подписать те договоры, которые отложены в долгий ящик. Договоры об экономическом со-трудничестве и о межправительственной комиссии сейчас изучаются российской стороной и, по моему мнению, они будут готовы к подписанию в сентябре — октябре. Что касается социального договора, то он, скорее всего, пойдет вторым эшелоном. Мы открыты для диалога и готовы двигаться вперед.

— Может ли правительство открыть латвийский рынок для рабочей силы из третьих стран?
bq. Наша проблема — низкая производительность труда. Предприниматели должны этим заняться в первую очередь и забыть, что в Латвии работнику можно платить 100 латов. Если мы допустим приток рабочей силы, скажем, с Востока, то все уедут из Латвии, так как у них есть право работать в странах ЕС. Повторю, наша главная проблема — это низкая производительность труда, потому что раньше можно было заставлять работать людей задаром.


Написать комментарий