Ельцин вышел в народ

Борис Ельцин вместе с Айгаром Калвитисом вчера побывал в Цесисе. Там первый президент России повторил на бис свое рижское выступление. Народ встречал его овациями, а в толпе почитателей даже обнаружился бывший сослуживец Бориса Николаевича.

Ностальгические воспоминания

Встречать Ельцина на главной площади собрался почти весь город. Двигало народом не только простое любопытство. “Это человек-легенда и очень много значил в истории. Я считаю, что это один из самых значительных персонажей XX века”, — объяснила Телеграфу свой интерес распространитель косметики Астрида. Пенсионер по имени Андрейс пришел, чтобы высказать Ельцину благодарность за смелость. “Если бы не он, мы бы тут сейчас в свободной Латвии не стояли”, — убежден он. Подруг Хильду и Дзинтру интересовали более прозаические вещи: “Хотелось бы знать, бросил ли он пить, будет ли отдыхать в Юрмале?”

Из машины Борис Николаевич вышел под бурные аплодисменты горожан. По-дружески обнялся с премьером Айгаром Калвитисом, немного поговорил с мэром и тут же направился к толпе. “Ну-у-у, и как живется тут вам?” — громогласно спросил он у жителей Цесиса. “Хорошо! Молодец, ты нам свободу дал!” — ответили ему из толпы. Ободренный народной поддержкой, Борис Николаевич пустился в воспоминания молодости: “Помню, мы здесь были, в этом районе, на реке… В палатках жили… Природа у вас прекрасная очень”. Народ благоговейно слушал, а Борис Николаевич продолжал: “А Анатолий Горбунов, помню, привез нам тогда бочонок пива, да-а-а. Во-от тако-ой, — с ностальгией протянул Ельцин и наглядно показал размеры подаренного бочонка. — Кстати, Горбунов здесь есть?” “Будет, будет, Борис Николаевич”, — поспешил успокоить гостя кто-то из делегации. “Вот и хорошо-о-о”.

После рассказов о палатках и пиве Ельцин перешел к событиям 1990-х годов. “Я всегда Латвию поддерживал! В начале 1980-х годов мы с депутатскими группами создали оппозицию Горбачеву, и я первым выступил в поддержку независимости Прибалтики, — напомнил он и вновь сорвал аплодисменты. — А потом… Когда народ начал выходить на улицы, Горбачев послал войска. Я ему позвонил по телефону и сказал…” Далее Ельцин слово в слово повторил свою речь в Рижском замке. “…И вот, я сразу прилетел сюда”. “В Литву ты прилетел”, — тихо подсказала ему рядом стоящая Наина Ельцина. — “И войска ушли”, — закончил Борис Николаевич. (На самом же деле Ельцин в январе 1991 г. приехал в Таллин. — Прим. ред.)

Тему про оккупацию забудьте

Далее ему предстояла короткая прогулка по городу. Давалась она ему с трудом — с двух сторон Бориса Николаевича поддерживали супруга Наина и премьер Калвитис. Какие-то участки пути Ельцин проезжал в машине. У Цесисского замка бывший президент вновь решил поговорить с народом. “…Я в 1980-х годах поддержал оппозицию Горбачеву… Я ему позвонил из машины и сказал…” Наина Ельцина умоляюще смотрела на супруга. “Ну все, хватит, хватит, — попросила она его. — Ты же уже им это говорил”. “Как, там же другие люди были! Вы что, отсюда сюда пришли? — удивился Ельцин. — Ну в общем, вот так… А потом я подписал указ, чтобы здесь была независимость!” Народ с благодарностью слушал те же слова и снова аплодировал. А Ельцин принимал эту благодарность с нескрываемой радостью.

расписывался в книге гостей. К нему попытался прорваться некий Александр Кузьмич Гребнев, который рассказывал послу России Виктору Калюжному, что служил вместе с Борисом Николаевичем. “Так Ельцин же не служил!” — удивился посол. “На сборах мы с ним были, в Ужгороде! Пятьдесят лет назад!” — пытался переубедить его пенсионер. И он все-таки пробился к Ельцину, который его поприветствовал, но не вспомнил. А потом и журналистам удалось вырвать Ельцина из цепких лап многочисленной охраны.

“Сейчас я значительно более оптимистично настроен в отношении Латвии, чем до этого”, — заявил он. Высказал он и мнение относительно ситуации с русским меньшинством. “Мы с президентом обсудили эту тему. Эта проблема будет решаться, не сразу, но постепенно”, — сказал он. На вопрос о том, признает ли когда-нибудь Россия оккупацию Латвии, Ельцин ответил эмоционально: “Россия никогда не оккупировала Латвию! Это сделал Советский Союз! Россия тоже была жертвой Советского Союза. И мы получили независимость, и вы благодаря тому, что я подписал указ! Отвыкните от этой темы про оккупацию”, — посоветовал Ельцин и тут же отбыл.

Следующим пунктом его программы стал банкет на базе отдыха под Цесисом, куда были приглашены Гунтис Улманис, Анатолий Горбунов, Янис Петерс и другие соратники Ельцина.


Написать комментарий