Чемпион Самойлов: «Они назначили меня дойной коровой!»

Вчера должны были стартовать два «взяточных процесса». Первый - о том, как вымогали взятку в 1500 латов у олимпийского чемпиона 1988 года и тренера вратарей латвийской сборной на Олимпиаде в Турине Виталия Самойлова. Вчера показания в суде давал сам г-н Самойлов (отчет - см. ниже). Второе дело - про 600 евро, которые полицейские вымогали за некое «невозбуждение», было отложено.

Итак, Виталий Самойлов рассказал вчера суду такую историю. Когда-то, еще в 90-е, он взял в долг 11 тысяч долларов у некоего Евгения Польского для начала бизнеса. Это было восемь лет назад. Деньги он потихоньку возвращал – в итоге заплатил с процентами 35 тысяч долларов.

Но кредитор на этом не успокоился. У него оставалась «очень ловко составленная расписка», утверждает Виталий, по которой с него требовалось еще 4000 латов.

- Так получилось, что я вернул все деньги, но расписка была хитро составлена, и Польский не унимался, – заявил Виталий Самойлов. – Он прекратил требовать деньги только когда вмешалась моя мать, она связалась с его родителями и рассказала им, что я все вернул.

В итоге Польский в свою очередь дал расписку, что у него ко мне претензий нет. Никаких. Но тем временем, пока он лично не приехал из Америки, судебный исполнитель Пукьянс решил урвать все же этот «долг». При этом он не мог не знать, что когда Польский приедет, то все претензии будут отозваны. Как я понял, Пукьянс просто попытался сделать из меня «дойную корову».

Дважды он вместе с еще тремя людьми приезжал ко мне домой в Юрмалу и пытался описать имущество, – рассказывал хоккеист. – Но там вещи мне не принадлежат, мы просто снимаем квартиру. Более того, мне постоянно угрожали люди Польского, наведывались домой. Однажды вчетвером они пришли прямо в Ледовый дворец, когда там шла тренировка. Меня вытащили со льда, при всех стали угрожать, душить…

И вот в сентябре 2005 года мне позвонил некий Женя и предложил встретиться. Этот Женя – Евгений Старченко – сказал, что если я заплачу 1500 латов, то Пукьянс спрячет это долговое дело и его никто больше не найдет.

Что интересно: по словам Самойлова, (очевидно опасаясь прослушки) Старченко так и не назвал сумму вслух, а написал ее на мобильном телефоне, так что цифры высветились на экране. Но каждый свой разговор с Пукьянсом или Старченко Самойлов все же записывал на диктофон.

Потом Самойлов обратился в KNAB, и в октябре 2005 года в присутствии сотрудников KNAB договорился о встрече со Старченко. Потом он передал посреднику заранее переписанные купюры, которые получил в бюро. Но Старченко не стал их брать в руки. Они вместе зашли в обменный пункт и там попросили обменять 1500 латов на доллары. Так что переписанные деньги потом были изъяты из пункта обмена валюты, а Старченко был арестован с долларами.

Прокурор: «Прошу два года условно»

- Вам не показалось странным, что Старченко не взял деньги в руки, а попросил их поменять? – спросила свидетеля прокурор Паэгле.

- Мне тогда все казалось почти смешным, – ответил Виталий Самойлов. – Я никогда до этого не играл в шпионов. Просто действовал, как сказали в KNAB .

- А знали ли вы, что за дачу взятки должностному лицу тоже полагается наказание? – задала следующий вопрос прокурор.

- Тогда я был в такой стрессовой ситуации, как зерно между жерновами. Может быть, меня предупредили в KNAB, может, нет… Не помню. Но раз они мне сами деньги дали, значит, часть ответственности за это и на них лежит тоже, – ответил хоккеист.

- Прозвучало ли в нашем разговоре хоть раз слово «взятка»? – спросил свидетеля обвиняемый Старченко.

- Нет, это были деньги для оказания юридических услуг, – ответил Самойлов.

В свою очередь, Старченко дал вчера суду такие показания: вину свою он не признает – просто решил передать деньги от одного другому. И все. Или, если точнее: он должен был взять с Самойлова 1500 латов как уплату части долга и отнести их Пукьянсу, потому что решение суда о взыскании долга – 4000 латов – тогда еще было в силе.

На вопрос прокурора о том, на каком основании он, не будучи ни помощником судебного исполнителя, ни даже юристом, взыскивает чужие долги, Старченко ответил, что просто хотел помочь Пукьянсу со строптивым клиентом.

- Но Пукьянс в своих показаниях говорил совершенно другое! – тут же поймала его прокурор. – Он свидетельствовал, что вы сами пришли к нему, сказали, что знаете и Самойлова, и Польского, и вызвались помочь.

В ответ обвиняемый настаивал на своей версии событий: он вмешался только потому, что хотел ускорить ход дела. Чтобы потом судебный исполнитель мог побыстрее заняться и его делами тоже.

Далее адвокат Шадурс попросил пригласить в качестве свидетеля бывшего кредитора Виталия Самойлова – Евгения Польского, который уже несколько лет живет в Америке. Но суд ему в этой просьбе отказал, так как его показания не имеют отношения к рассматриваемому делу. После проверки материалов дела участники процесса приступили к дебатам.

Прокурор Паэгле запросила для Старченко два года условно.

- В другом деле я бы обрадовался, если бы прокурор запросил такой срок за взятку, – заявил защитник подсудимого Старченко. – Но это дело вообще не должно было доходить до суда. Ведь деньги до адресата не дошли. А уголовное преследование против Пукьянса было прекращено, так как следствие пришло к выводу, что ему деньги не были нужны. Это была не взятка, а деньги на погашение долга, – заявил Михаилс Шадурс.

Итого: приговор по «делу Самойлова» будет вынесен в пятницу.

«Дело о положительной проверке»

Вчера должен был начаться еще один «взяточный процесс» – дело двух полицейских, которым тоже вменяется взятка. Евгений Нежинцев, инспектор 23-го отделения Главного управления полиции и инспектор по особо важным делам Эдуард Шабанов обвиняются в злоупотреблении служебным положением. Как считает следствие, они вымогали 600 евро (420 латов) с предприятия, в отношении которого проводилась проверка. Взамен они обещали положительные отзывы экспертов, а также отсутствие уголовного дела.

Сотрудники KNAB задержали Нежинцева 20 июля 2005 года после получения им взятки. Через некоторое время был задержан и его сообщник… Однако вчерашний процесс не начался, так как, по словам адвоката Нежинцева Валентины Ольховой, ее подзащитный с прошлой недели находится в больнице Гайльэзерс. Суд был перенесен на 5 декабря.

Кстати

Как считает обвинение, кредитор, пытаясь получить с Самойлова долг, обратился к судебному исполнителю Гунтису Пукьянсу. Тот попытался взыскать долг законными средствами, но ничего не вышло – за Самойловым не числится никакой собственности. Об этом исполнитель рассказал своему знакомому, ныне обвиняемому Евгению Старченко. После чего у них возникла идея: за определенное вознаграждение с хоккеиста (если его удастся извлечь) взыскание долга можно прекратить.

Старченко, знакомый также и с Самойловым, взял на себя роль посредника. И вот осенью 2005 года Самойлов, видя, что у него вымогают взятку, обратился в KNAB . Там выделили полторы тысячи латов – для Старченко. Тот получил деньги, обменял их на доллары и собрался отнести их судебному исполнителю. Но тут Старченко задержали, а переписанные купюры изъяли из кассы пункта обмена валюты.

Нюанс

Как свидетельствует статистика, в этом году в судах почти в два раза увеличилось количество дел по поводу подкупа, взяточничества и получения взяток: с начала этого года в суды поступило 28 таких дел, тогда как в 2005 году за такой же период – только 15.


Написать комментарий