Ивар ГОДМАНИС: «За демократией нужно следить»

— Какие чувства владели вами вчера?
bq. Позитивные. Нам нужно было как воздух иметь свое государство. Если оно у вас есть, то вы о нем не думаете, если же вам его не хватает, то, кроме этого, ни о чем другом вы думать не можете. Без собственного государства вы не в состоянии самостоятельно принимать решения о развитии общества. Во время Первой республики мы прожили в независимости только 14 лет. Теперь мы этот барьер преодолели. Каждый человек, конечно, по-своему воспринимает демократию. Но если она в один прекрасный день закончится, то все поймут, чего им не хватает. Еще один важный момент — уже 60 лет в Латвии нет войны. Если заглянуть в историю, то такого долгого периода мирной жизни здесь никогда не было. А это означает, что мы можем развиваться, думать о благосостоянии общества.

— Власть постоянно говорит о благосостоянии, но при этом не прекращает болезненных реформ. И не для всех они заканчиваются благополучно. Оправдывают ли себя такие жесткие методы?
bq. Реформы в Латвии давно закончились. И нельзя все списывать на них. Нужно совершенствовать жизнь и достичь среднего уровня ЕС. Есть данные, что если мы выдержим такой темп, то понадобится не 30 и не 40 лет, а 17. Альтернативы нет.

— 15 лет назад, стоя у истоков латвийской демократии, вы именно таким представляли наше государство?
bq. У нас особенная ситуация. Начиная с 1920 года, когда мы подписали мирный договор, латыши, русские, поляки, немцы и остальные, кто здесь проживал, создали государство, основанное на принципах капиталистической экономики и демократической политики. Эти принципы спустя 60 лет оказались правильными. В 1938 году мы показывали отличные результаты развития и после нас плелись многие страны, которые мы теперь пытаемся догнать. Но в 40-е эту систему ликвидировали, нас присоединили к другому государству с другой системой. У тех людей, которые это сделали и пришли сюда, была уверенность, что их система с плановой экономикой и тоталитарной политикой единственно правильная. Они ошиблись. И теперь мы вернулись к прежней системе, пройдя все реформы за 15 лет. Нам не у кого было учиться, поскольку подобную трансформацию мы совершили первыми. Страны с классической демократией — Франция, Англия — не могли служить нам примером, они подобного не проходили. Поэтому я не могу сказать, что не существует вещей, которые у нас не получаются или которые сделаны плохо. Это не повод останавливаться. Догоним сначала ЕС, потом уже будем задумываться над тем, как стать одним из лидирующих государств в Европе и мире.

Но демократия — такая система, за которой нужно постоянно следить. Если вы ее не поддерживаете на всех уровнях, начиная с обычного человека и заканчивая президентом, то она разрушается.


Написать комментарий