Маленькие шедевры из дерева Михаила Ткалича

Михаил Ткалич - даугавпилчанин, который за свою 40-летнюю жизнь повидал очень многое. Был в Японии, занимался ниндзюцу, стал чемпион Латвии по киберспорту, выступал на европейских соревнованиях. Вел на Ютубе свой канал, где рассказывал про видеоигры. Организовал первый в Латвии крутейший сервер по Майнкрафту.

Но жизнь непредсказуема. В один момент Михаил получил инвалидность (сейчас у него II группа). Но не опустил руки, хотя и прошел через депрессию. Сейчас даугавпилчанин является профессиональным мастером и делает из дерева маленькие шедевры - это заколки, различные украшения для волос, кулоны, брошки, сережки, расчески, разные другие утилитарные вещи. В Международный день инвалидов Gorod.lv решил побеседовать с Михаилом Ткаличом и узнать о нем, его жизни и его творениях.

- Во-первых, поздравляем тебя с Международным днем инвалидов, который празднуется сегодня, 3 декабря. Отмечаешь ли ты как-то этот день?

- Нет, не отмечаю и не праздную. Если бы вы не сказали, я и не знал бы о нем. Я подозревал, что он есть, но когда - не знал.

- Скрываешь ли ты от окружающих факт своей инвалидности? Или говоришь об этом совершенно спокойно?

- Конечно, скрываю. Потому что считаю, что люди будут не понимать этого - что со мной. Я десятки раз через это проходил, когда люди не понимают, о чем идет речь. Это очень все сложно, поэтому я об этом не говорю…

- Большинство горожан и пользователей социальных сетей знают тебя, как человека, который делает из дерева уникальные вещи. Мы знаем, что ты обижаешься, когда это называют поделками из дерева. Как ты это называешь сам?

- Маленькие шедевры, иногда. В зависимости от вещи. Если это простая подставка для телефона - это одно, а если какой-то красивый кулон - то это для меня как маленький шедевр, просто кусочек красоты. Частичка меня и моего настроения. А подставки - это утилитарная вещь. Раньше труда в них вкладывалось, конечно, гораздо больше, так как я больше все делал полностью вручную. С приобретением оборудования процесс работы пошел быстрее, проще и точнее.

- То, что ты получил инвалидность и то, что начал заниматься деревообработкой - это взаимосвязанные вещи?

- Да, взаимосвязанные. Из-за диагноза я впал в депрессию, слишком много в себе “ковырялся” и ничего не делал руками. Уже потом я осознал, что это было не очень хорошее время. Хотя я набирался знаний, опыта в чем-то и в общем проводил время с пользой. Человеку всегда нужно двигаться для того, чтобы хорошо себя чувствовать, ценить себя и то, чем занимаешься, повышать свою самооценку. Но я начинал не с дерева, а с металла. Но перешел на дерево из-за аллергии на металлическую пыль. И дерево как материал мне кажется более приятным, чем металл.

- Ты помнишь свой маленький шедевр, который ты сделал первым? Что это было?

- Это была заколка на день рождения маме. Она представляла из себя двойную шпильку с вырезанным красивым узором. Тогда это казалось красивым, теперь я понимаю, что это достаточно примитивно. Но в то же время в это было вложено много труда, мне эта работа понравилась, маме понравилась, потом это увидели другие. За мои работы стали платить какие-то символические деньги. Делая подставки для мобильных телефонов с гербом города Даугавпилса, я рассчитывал на туристов. Для продажи этих сувениров пришлось открыть фирму и много всего поизучать еще параллельно.

- Продвинуть товары с эмблемой города оказалось достаточно трудно?

- Да, оказывается, за эмблему города еще и платить надо, если ты собираешься что-то делать в нормальных масштабах. Небольшие деньги, но все это надо ходить согласовывать в думу, показывать, что ты делаешь. А вдруг ты на что-то непонятное будешь наносить гербы и порочить город. Принцип, конечно, понятен, но сделано это как-то неудобно.

- Трудно ли, на твой взгляд, в Латвии человеку получить группу по инвалидности?

- Это серьезный и длительный процесс - нужно показывать и доказывать, что ты инвалид и ты на это потратишь долгое время. И бывали, говорят случаи, что у кого-то нет ноги, но он должен ходить и проверяться, не отросла ли нога. Это смешно, конечно.

- Тяжело ли в Латвии жить инвалиду?

- Тяжело, да. Просто представьте: я не успел отработать трех лет, чтобы у меня был трудовой стаж. И я получаю пособие, а не полноценную пенсию. Разница в месяц не так велика, но за год - это существенная разница в деньгах. То есть людей в Латвии сегрегируют по тому, успел ли он пользу принести государству или нет. Только проблема здесь в том, что мы не выбираем, когда заболеем - до стажа, после стажа, или с рождения. Мне этот принцип категорически не нравится.

- Какими льготами ты пользуешься?

- Это бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы на оплату тепла и электричества, продуктовые пакеты от соцпомощи.

- Можно ли прожить на инвалидную пенсию?

- Отвечу так: существовать можно, да. А прожить - нет. Я сомневаюсь, что это можно было бы назвать жизнью, если две недели каждый день питаться, например, одними макаронами То есть скучная еда, отсутствие денег на развлечения, не будет многих вещей, которые надо покупать и на которые просто не будет денег.  А после оплаты коммунальных платежей за квартиру денег в принципе уже может не быть.

- Выходишь ли ты на улицу, в город?

- Раньше не выходил, потом начал гулять. Я гуляю вокруг своего дома, подхожу к лесу. То есть не сильно далеко я могу гулять, встречаться с заказчиками и поставщиками, когда мне они привозят материал для работы. Также встречать курьеров с посылками нужно. 

- Все свои маленькие деревянные шедевры ты делаешь из ценных пород дерева. Из каких конкретно и почему?

- Есть венге, есть эбен, который на процентов 60-70 тверже чем дуб. Это уровень алюминия или пластика. И при этом дерево имеет волокна. Возникают сложности, если это дерево ты пытаешься разрезать, оно тупит инструмент. 

- А с какой породой дерева тебе больше всего нравится работать и наоборот?

- Тут смотря что делать. Но вообще - это черное дерево. Оно по результату после полировки выглядит очень круто, шикарно, можно сказать. Не нравится - с сосной и елкой. Эти породы загаживают инструмент и он потом начинает гореть, если это электрический инструмент. Ручной инструмент пачкается смолой, а само дерево мягкое и недолговечное. Для меня это дрова просто, хотя с сосной и елью можно работать, и некоторые мастера работают. Но это не столярный материал, хотя по-своему красивый. С ним сложно работать, он недолговечен и легко портиться даже от надавливания ногтя.

- Где ты берешь все эти ценные породы деревьев? Как достаешь?

- Это берется на специальных форумах. То есть, это не просто пошел в магазин и купил, там этого не будет, да и в интернет-магазинах еще попробуй найди. Если и есть, то в редких, эти интернет-магазины еще надо найти, знать. А там мало купить нельзя, надо досками брать, это сразу большие объемы и затраты - ценник будет там приличный.

- Где ты творишь - у тебя есть мастерская?

- Дома, в обычной жилой комнате. Там же, где живу, общаюсь, в интернете ползаю. У меня есть верстак со столешницей. Практически я могу творить из любого дерева. Начинал с нуля. Пришлось пилу покупать, потом рубанок. Потом пришлось верстак модернизировать, чтобы рубанком можно было бы пользоваться.

- Ты частенько жалуешься в интернете на то, что заказчики тебя кидают…

- Я бы не назвал это жалобами, это больше предостережения другим. И я борец за справедливость. Но единственное, что я могу сделать, это сказать, что какой-то человек меня обманул. И на этом все.

- Почему не берешь предоплату?

- Теперь уже беру. Но многие люди не умеют пользоваться интернет-банком или для них это сложно. Иногда бывают разные жизненные обстоятельства. Если я  верю людям, то предоплату не беру. И люди не разочаровывают.

- Твои изделия не из дешевых - почему такая высокая цена на некоторые экземпляры?

- Да, на самом деле они дорогие. Например, вырезать кулон в виде ящерки… Я искал, спрашивал ювелиров знакомых, успел перезнакомиться с соответствующими людьми из других отраслей, которые мне интересны. И никто не взялся повторить эту ящерку и за 700 евро, и за тысячу. Вроде и как бы да, и как бы нет. В итоге так никто и не смог и не захотел повторить. Нашим горожанам я продаю ту же ящерку за 50-60 евро. И это небольшая адекватная цена. Сделать ящерицу - две недели моей работы, очень скрупулезной и высококвалифицированной. Плюс материал уникальный, который будет пахнуть несколько лет, вплоть десяти.

- Кто твои покупатели? Отправляешь ли ты свои работы за пределы Латвии?

- Да, отправляю за границу. Наши покупатели, конечно, есть тоже. Мои работы покупали в Прибалтике, в Эстонии, во Франции, Германии, Великобритании.

- Есть ли какой-то форум людей, занимающихся деревообработкой, общаешься ли ты там, есть ли у тебя там друзья?

- Я больше общаюсь с ютуберами. У меня есть друзья в реальной жизни, и не мало. Много старых друзей детства. 

- А как на личном фронте?

- Девушек у меня хватало в свое время. Правда, эти не особо стоит гордиться. Поначалу я не искал жену, а потом когда начал искать, оказывалось, что женщины уже, как правило, с детьми и у них уже характер сформирован, и запросы есть. Возникали некоторые сложности, скажем так. Некоторые девушки хотели бы ко мне вернуться, но многие моменты я не очень-то прощаю - как предательство и другие подобные вещи.

- Чем любишь заниматься в свободное от творчества и работы время?

- Люблю компьютерные игры и хорошую музыку, героическую и вдохновляющую. Например, рок-опера “Орфей” - “Будь что будет”. С удовольствием слушаю подобную русскую и зарубежную музыку. В жанрах музыки я себя не ограничиваю. Очень нравится оркестровая музыка в современной обработке.

- Какая заветная мечта Михаила Ткалича?

- Обрести стабильность в личной жизни. И создать уникальный шедевр.

- Желаем, чтобы это все у тебя сбылось! Спасибо за беседу.

Михаил Ткалич в Фейсбуке