Gorod ON AIR: Регина Лочмеле. 10 лет трагедии в Золитуде 13

Гостем очередного выпуска программы Gorod ON AIR стала Регина Лочмеле, на этот раз в качестве руководителя общественной организации Zolitūde 21.11.

10 лет трагедии в Золитуде

«21 ноября была десятая годовщина трагедии в Золитуде. Да, прошло уже 10 лет с того ужасного дня, 21 ноября 2013 года, когда рухнула крыша магазина Maxima и под завалами погибли 51 посетитель магазина и 3 спасателей. Честно, день годовщины был очень тяжелым, вечер закончился поминками, это наша традиция, когда мы пьем стопочку водки за всех, кто ушел в тот страшный день. И сегодня журналисты продолжают развивать эту тему, это не единственный мой прямой эфир о Золитуде сегодня.

Трагедия в Золитуде случилась буквально вчера. Так как я руковожу обществом пострадавших, которое мы учредили фактически сразу после трагедии, в январе 2014 года, я в этой теме нахожусь очень долго и очень глубоко все эти 10 лет. Честно скажу, сегодня утром, когда у меня появилась возможность посмотреть документальный фильм, который делало Латвийское телевидение, для которого я помогала отбирать людей для интервью и который был основан на отрывках из книги «Помни Золитуде», написанной мною, я плакала».

О документальном фильме

«Фильм получился честным — и я этому очень рада. Более того, политики в этом фильме показаны без прикрас, они оставили то, что говорили пострадавшие, которые буквально обвиняли в организации этого убийства Валдиса Домбровскиса, который сейчас занимает прекрасную должность в Европарламенте. Мы уже 10 лет в адрес Домбровского цитируем фразу одной из пострадавших, Алены, которая на заседании парламентской комиссии по расследованию причин трагедии в Золитуде, лично Домбровскому задала вопрос «Вам орден не жмет?», намекая на то, что человеку дали Орден Трех звезд после того, как случилась эта трагедия.

Он был вынужден уйти в отставку, потому что президент Берзиньш сказал ему о том, что в отставку уйти нужно. В фильме показан знаменитый момент, когда выходит президент Берзиньш, единственный из всех политиков назвавший случившееся именно массовым убийством ни в чем неповинных людей, рядом с ним стоит Валдис Домбровскис, который с трясущимися губами, как ребенок, который готов расплакаться, говорит о том, что он уходит в отставку и берет на себя политическую ответственность за трагедию в Золитуде.

В фильме это все показано, там звучат конкретные обвинения в адрес государства и я хотела бы выразить большую благодарность журналистам LTV и TV3, которые в этом вопросе встали на сторону пострадавших. Мы считаем, что тот приговор районного суда и окружного суда, который возмутил абсолютно всех, когда виновным назначили одного человека, которому теперь придется платить 5,5 миллионом присужденных моральных компенсаций пострадавшим, это полный абсурд, это судебный провал государства. Во всем виновато государство, которое придумало такую систему надзора за строительством, которая позволила случиться этой трагедии, произошедшей из-за математической ошибки одного человека».

О компенсациях пострадавшим

«Пострадавшие получили компенсации — деньги достаточно большие. Но это не деньги от тех, кто реально виноват. В этом весь ужас этой ситуации. Деньги заплатили заказчики стройки, Maxima, которые в общей сложности выплатили пострадавшим 9 миллионов евро. Они все эти годы платили по 700 евро в месяц каждому из 24 детей, который остался без одного или двух родителей. Они реально оплачивали реабилитацию заграницей всем, кто в ней нуждался.

Мы были с плакатами и у датского посольства, чьи инвесторы вкладывали деньги в строительство, мы использовали все возможные инструменты давления, которые только есть — выходили на пикеты, митинги, стояли с огромными плакатами, устраивали одиночные пикеты в судах, делали коридоры из пострадавших, чтобы обвиняемые шли на суд через них. Благодаря этому нам удалось добиться выплат компенсаций и от других сторон. По чуть-чуть, не всем, но все-таки.

Почти 2 миллиона евро собрали простые люди, физические лица и некоторые компании. Пострадавшие получили деньги и оттуда. Но это благотворительность — реальные виновники случившегося, в том числе и государство, не заплатили пострадавшим ни копейки».

Как Регина Лочмеле узнала о трагедии

«Мне позвонила моя сестра — потому что я на самом деле живу буквально в 200 метрах от бывшего магазина Maxima, я сама туда ходила. Рядом также живут мои пожилые родители, мама с папой. Самое страшное, что в этот магазин, примерно в то время, когда рухнула крыша, регулярно ходил мой муж с младшим сыном, которому на тот момент было 5 лет.

В тот момент я была на работе, тогда я руководила радиостанцией Retro FM и порталом focus.lv и принимала участие в мероприятии развлекательного характера, на котором я искала рекламодателей, там было очень много богатых людей. В этот момент мне звонит сестра и говорит, что у нас в Золитуде что-то случилось, вроде рухнула крыша магазина. Я сказала, что такого быть не может, но сестра возразила, что это только что сказали по новостям.

Я вышла на улицу, накрапывал мелкий дождик. Сделала звонок коллегам, они сказали, да, случилось. Я посмотрела новости, позвонила мужу, он сказал, что они с сыном дома. Я спросила, не ходили ли они сегодня в магазин, на что он ответил «Сегодня решили не ходить, хотя сын очень просился». В этот момент я все бросила, села в машину, приехала в Золитуде.

На тот момент я еще не понимала масштаб случившегося, потому что тогда была информация только о том, что рухнула крыша и есть пострадавшие. Я попросила мужа сходить к магазину, посмотреть, что случилось, чтобы передать свежую информацию по радио.

Приехала, пришла сразу к магазину, рядом со мной девушка говорила по телефону с матерью, которая была завалена в алкогольном отделе. Я побежала искать спасателей, чтобы им сказать о том, что нужно немедленно идти в алкогольный отдел, там живой человек, можете по телефону с ней поговорить. Спасатели на меня посмотрели такими глазами, что я поняла, что все очень серьезно, площадь у магазина была абсолютно темной, там царил хаос.

Я подошла к другой группе людей, где женщина рыдала взахлеб и говорила о том, что там погибли десятки людей. Я сказала ей перестать поднимать панику, ведь пока что по информации там только несколько раненых. И тут эта женщина посмотрела на меня такими глазами и сказала «Девушка, вы что, там рухнули балки, там десятки погибших». С этого момента я была там, со всеми этими людьми».

О помощи на месте трагедии

«Помню, как люди через фейсбук пытались искать своих родных по больницам, они еще не знали, что их близкие погибли под завалами. Я составляла список номеров телефонов больниц, куда доставлялись раненые, на следующее утро сходила в ближайшее кафе и оставила там деньги, чтобы спасатели и военные могли прийти, попить кофе и перекусить.

Уже потом я использовала свои связи, я лично знала Нила Ушакова, который на тот момент был мэром города. Тогда я не была в политике, я была в журналистике. Я стала использовать эти связи для того, чтобы организовывать все необходимое для тех людей, которые находились непосредственно на месте спасательной операции. Нужны были одеяла, скамейки, туалеты, позже мы пригнали автобус, чтобы люди могли там греться, организовали психологическую помощь.

До сих пор перед глазами картинки — Филипп потерял сразу двух родителей, маму и папу. На тот момент ему было 14 лет. Я его вчера видела, он уже большой парень, категорически не общается с прессой, у него все хорошо, но он до сих пор не может говорить о случившемся.

На поминках я виделась с Даниэлой, на момент трагедии ей было 17 лет, у нее в Золитуде погибла мама. Ее маму достали 54-ой, последней. Даниэла три дня ждала, не понимая, что с ее мамой. Я у нее спросила, ты помнишь, как ты бегала по улице, а тебя ловили, чтобы запихнуть в скорую? Она ответила, что нет, ничего не помнит.

Все дети, чьи родители погибли, остались в семьях — Филиппа, например, забрал к себе дядя, остальных взяли бабушки, дедушки или другие родственники. Никто не отправился в приют».

9 декабря — встреча с даугавпилчанами

«Я приеду в Даугавпилс 9 декабря, мы будем встречаться с жителями. Также у меня будет двухчасовая лекция-консультация по вопросам социальной помощи. Я буду рассказывать о базовых вещах, например, как посчитать, полагается ли вам жилищное пособие, как его получить. Когда мне говорят о том, что это касается только Риги, я возражаю — ведь я буду говорить о тех вещах, которые работают в любом уголке Латвии. Более того, в Даугавпилсе по некоторым вопросам социальная помощь поставлена лучше, чем в Риге, о чем я с радостью сообщу всем, кто придет на мою лекцию».


Написать комментарий

Как всегда бла бла,бла, ой, ой, ой, как все трагично и ни одного виновного ни одного осужденного за 10 лет.

Как всегда бла бла,бла, ой, ой, ой, как все трагично и ни одного виновного ни одного осужденного за 10 лет. Обалдеть

Просто скоро выборы в Европарламент.Вот и пиар делает.В той трагедии увы виноват наш менталитет.В нормальных странах люди при звуке сигнализации бегут из здания через 3 секунды,бросают покупки.Там сигнализация звонила как пишут пол дня.Но все шли за колбасой и ...

Мой детёныш в это время был на дежурстве, чуть с ума не сошёл....

Что то зачастили господа в наш город наверное вспомнили что здесь можно лапшу на уши вешать но нет люди изменились и разобрались во всем

Это теперь просто обязательная программа у чиновников.Нацепить на себя трагическое выражение,капнуть слезу,зачитать текст,написанный пиарщиками.И все....нет РЕАЛЬНО ВСЕ!!!!!!

Что то зачастили господа в наш город наверное вспомнили что здесь можно лапшу на уши вешать но нет люди изменились и разобрались во всем

Даугавпилс это ветчина партии Согласия.Тут их лапша всегда клеилась лучше чем в других регионах Латвии.

эта женщина- единственный в Латвии политик которая добивалась хотя бы суда над виновными в этой трагедии- как же многим очень хочется сразу обвинять других-сказал о человеке гадость и сразу сердцу радость- в таких случаях лучше промолчать

не сын, а детеныш. Не дети,а выводок...Правильно пишешь ар-17

Опять по себе судишь ? Читай Комаровского, не блистай а ля адкасик .

как говорил Колобок-ничего не понимаю! ар-17

Типо- круглобок!!!🤣

В твоем мозгу с давних пор не обнаружено серого вещества, а лишь частичный струп собранный по углам различных авторов. Лочмелис

мелис!

Просто скоро выборы в Европарламент.Вот и пиар делает.В той трагедии увы виноват наш менталитет.В нормальных странах люди при звуке сигнализации бегут из здания через 3 секунды,бросают покупки.Там сигнализация звонила как пишут пол дня.Но все шли за колбасой и ... Поклоник Лидла.

Как в тему ник Лидл. В Швеции в лидле сигнализация орала иак, что уши закладывало. Все переглянулись и дальше стоять, ни кто не сдвинулся с места на кассе (я лично там тогда был). Работники все на месте и посетители не сдвинулись. Оказалось что-то ремонтировали, пришел ремонтник, поругался и вырубил сигнализацию. Так что тут вы точно не правы. Если бы персонал скомандовал на выход! Тогда уверен все бы вышли. В максиме такой команды тоже не было

Как в тему ник Лидл. В Швеции в лидле сигнализация орала иак, что уши закладывало. Все переглянулись и дальше стоять, ни кто не сдвинулся с места на кассе (я лично там тогда был). Работники все на месте и посетители не сдвинулись. Оказалось что-то ремонтировали, пришел ремонтник, поругался и вырубил сигнализацию. Так что тут вы точно не правы. Если бы персонал скомандовал на выход! Тогда уверен все бы вышли. В максиме такой команды тоже не было Х

В том то и дело.Если звенит от ремонта это одно дело.Там аибрация,запах сварки и прочего.Тогда не она щвенит ложно и часто персонал не обращает внимания.А так на западе щакон каких 3 секунды звенит и все побежали.

Виновата максима и вся смерть людей лежит только на них. Из-за своей жадности они не остановили работу тц в котором проводились строительные работы. Эксплуатация зданий запрещена при выполнении строительных работ. А тут получается что максима по своей душевной доброте оплачивали помощь пострадавшим семьям.

Написать комментарий