Когда браконьерство становится политикой

Вчера в районе Курил патрульное судно российских погранвойск обстреляло японскую краболовную шхуну Kisshin maru 31. Один из пяти членов экипажа был убит.

Так что же произошло близ Курильских островов? Как отмечается в сообщении прокуратуры, «16 августа в 05 часов 45 минут в российских территориальных водах близ острова Танфильева Малой Курильской гряды пограничным катером было обнаружено зашедшее со стороны Японии быстроходное судно без опознавательных знаков и сигнальных огней». Преследование судна-нарушителя на быстроходной моторной резиновой лодке вели два офицера пограничных войск ФСБ РФ. Для остановки неизвестного судна они выпустили шесть ракет зеленого цвета, подавали радиовызовы на русском и английском языках.

Заметив пограничников, рыбаки попытались скрыться. Неоднократные требования об остановке и радиозапросы были проигнорированы. Одновременно с этим пограничники зафиксировали, что в ходе погони с судна в море сбрасывался улов осьминога, краба, за борт выбрасывались также крабовые ловушки. В результате судно остановилось только после предупредительной стрельбы из автомата Калашникова в воздух.

Беглецом оказалась японская шхуна. На ее борту осмотровая группа обнаружила 10 кг осьминогов, 30 кг крабов и 25 крабовых ловушек. Кроме того, на борту был найден мертвым один из членов экипажа, гражданин Японии. Остальные четверо, также японцы, ничего не смогли пояснить пограничникам, так как по-русски никто из них не говорит. В пресс-службе прокуратуры подчеркнули, что при осмотре шхуны никаких повреждений или пробоин от стрелкового оружия не обнаружено. Задержанное судно было отконвоировано в портпункт Южно-Курильск. Здесь в трюме шхуны было обнаружено еще три тонны крабов.

По факту применения пограничниками оружия при задержании японской шхуны проводится проверка заместителем военного прокурора 318-й военной прокуратуры гарнизона. Проверка в отношении капитана японской шхуны по факту незаконного пересечения границы Российской Федерации проводится органом дознания войсковой части в Южно-Курильске.

Тело гражданина Японии, обнаруженное на борту японского судна, в настоящее время находится в морге Южно-Курильска. Как сообщил представитель МИД РФ в Южно-Сахалинске Владимир Носов, тело погибшего после экспертизы будет передано японской стороне. Носов не исключил, что, возможно, капитан японской шхуны и сама шхуна останутся в Южно-Курильске до окончания разбирательства, а остальные члены экипажа смогут вернуться домой.

Тем временем тривиальное браконьерство в российских водах обросло политической «бахромой»: японский МИД требует от России немедленной выдачи рыболовной шхуны и ее экипажа, а также выплаты компенсации за причиненный ущерб. Министерство иностранных дел Японии заявило протест посольству РФ в Токио в связи с задержанием японской рыболовной шхуны и ранением одного из членов команды, который, по сообщениям японских СМИ, скончался. Однако этот протест был отведен российским посольством как неприемлемый.

Первопричиной случившегося, отметил временный поверенный в делах России в Японии Михаил Галузин, является нарушение японским рыболовным судном территориальных вод РФ и его попытка уйти от преследования, которое осуществлялось российским пограничным кораблем. У японцев же на это свои аргументы – данные острова являются «спорными территориями», а следовательно, у японских браконьеров появляется некое «моральное право» подчищать российские морские запасы.

Японское браконьерство в прибрежных водах России продолжается не первый десяток лет: достаточно вспомнить, что именно на охране морских рубежей тогда еще СССР получил свою кличку Капитан Акула один из латвийских современных политиков Янис Адамсонс. Связаться вчера с Капитаном Акулой нам не удалось, но из биографии Яниса Адамсонса известно, что в бытность свою капитаном пограничного корабля он тоже не церемонился с нарушителями государственной границы. Так что претензии японского МИДа напоминают требования пойманного в чужой квартире вора компенсировать ему испуг во время поимки…


Написать комментарий