Меценаты одной рукой давали, а другой забирали

В ходе ревизии пожертвований в Латвийский фонд культуры (ЛФК) Госконтроль обнаружил нарушения, когда спонсорские деньги были использованы незаконно — на беспроцентные кредиты физическим лицам или они "отмытые" возвращались к своим пожертвователям. Причем в такие операции вовлечены многие крупные фирмы. Ревизоры предполагают, что это не единичный случай, поэтому с результатами проверки ознакомили Минфин, Минблаг, Минкульт, премьера и Сейм.

Отчет не сошелся

ЛФК — негосударственная организация, которая занимается сохранением и поддержкой национальной культуры. Поэтому ее спонсорам полагаются скидки по подоходному налогу. Тем, кто меценатствовал до 2004 года, налог на прибыль в рамках суммы пожертвования скашивали на 90%, а те, кто с 2005-го, — на 85%. Всего с 1 января 2002 года по 31 декабря 2005-го учреждение поддержали материально на 6,8 млн. латов. Все бы ничего, но подобного рода организации должны ежегодно отчитываться перед Минфином о том, куда была направлена помощь. В случае с ЛФК оказалось, что она, например, направлялась на… беспроцентные кредиты физическим лицам (всего выдали 50 тыс. Ls), что по Закону об организациях общественной пользы запрещено. Этот-то факт и стал причиной для визита ревизора из Госконтроля.

Обнаруженное при детальной проверке привело ревизоров в изумление. Бухучет ЛФК не соответствовал требованиям нормативных актов — не соблюдались сроки подачи отчетов, предусмотренные договорами о пожертвованиях, а также были изменены цели использования субсидированных средств. Проследить, куда ушел каждый сантим, компетентному бухгалтеру со стороны оказалось не по зубам. К тому же, судя по отчетам, отдельные меценаты через фонд поддерживали латом государственные учреждения. У ревизора сразу возник вопрос: для чего выбирать столь длинный путь, если, жертвуя госучреждению без посредника, предприятие все равно получило бы 85-процентную скидку? Вывод напрашивался сам — до бюджетных инстанций деньги просто не доходили.
Были сделаны и другие открытия, когда фактическим получателем финансов выступал фонд, а реальным — некие юридические и физические лица. Жизнедеятельность фонда поддерживалась только благодаря полученным им 3% с каждого заключенного контракта.

Помощь рикошетом

Госконтроль ждали и другие открытия. При анализе потока денег было констатировано, что жертвователи и получатели пожертвований были между собой странным образом связаны. Например, ООО Troja перевело в фонд 38 тыс. латов, из которых 30 тысяч вернулись в ту же Troja — на них создана детская площадка отдыха и спорта. Так же действовал и Latvijas finieris, связанный с ООО Troja. Таких случаев — множество. Ревизоры констатировали: дело доходило до того, что иногда жертвователь и получатель пожертвований были одним и тем же лицом.

Контролеры сделали вывод: существует риск, что Минфин не осуществляет достаточного контроля, а “Комиссия общественной пользы, оценив заявление о присуждении особого статуса организациям, не проверяет, соответствуют ли поданные организацией отчеты уставу фирмы”. Ревизоры также заключили, что в стране отсутствует механизм эффективного контроля за фирмами-спонсорами и скидки бывают фиктивными. То есть законность уменьшения ставок налога полностью зависит от честности должностных лиц негосударственных организаций. А сколько из них действительно честны, остается только догадываться.


Написать комментарий