«Дело нефтяного олигарха» по-латвийски: в чем именно обвиняют Лембергса?

Это рекорд: в качестве меры пресечения к подследственному Лембергсу вчера применили залог - в размере 1 млн. латов. И запретили выезд из страны. Обвинения мэру Вентспилса на сей раз предъявлены тяжелые: взяточничество, отмывание денег и, как довесок, - конфликт интересов

Что важно: речь в обвинении идет в основном о событиях середины 90-х. Как заявила пресс-служба прокуратуры, мэру вменили три пункта:

1) Лембергс принял в качестве взятки акции зарегистрированной в Швейцарии компании Multinord AG и выплаченные на этом основании денежные средства в размере 453 тыс. латов;

2) по утверждению обвинения, с 1994 года Лембергс являлся скрытым акционером АО Kвlija parks . И ему вменяется некое решение, которое он как государственное должностное лицо принял в отношении данного предприятия;

3) он легализовывал финансовые средства, полученные преступным путем. В частности, речь идет о 438 тыс. латов, полученных от АО Kвlija parks, которые были вложены в недвижимость по ул. О. Вациетиса в Риге.

Возникает логичный вопрос: почему сейчас – накануне выборов – эти давние эпизоды превратились в пункты обвинения? Официальное объяснение таково: «Обвинение Лембергсу предъявлено в рамках начатого 19 июля уголовного процесса. Данное дело выделено из возбужденного в прошлом году процесса по подозрению должностных лиц Вентспилса в преступной деятельности».

Пресс-служба Генпрокуратуры при этом подчеркивает: «Полученные за последние полгода доказательства были достаточными для того, чтобы начать уголовное преследование мэра Вентспилса». То есть, очевидно, ответы на пресловутый «запрос в Швейцарию» (подробнее – см. нюанс) были все же получены…

А теперь попытаемся отшифровать эти три пункта обвинения подробнее.

Пункт 1. «Дело труба»

История Multinord AG и «привязка» к нему А. Лембергса подробно освещена в книге журналистов Лато Лапсы и Кристины Янчевской. Книга называется «Дело труба», вышла она в начале предвыборного 2006 года, написана – с явно обвинительным уклоном. Впрочем, законом это не запрещено… Ниже приведем историю Multinord AG по версии Лапсы – Янчевской.

4 мая 1993 года было создано акционерное общество Kвlija parks . Его учредителями стали Вентспилсcкий торговый порт, самоуправление Вентспилса, а также частные предприятия Ventkвlijs и зарегистрированный в Цюрихе Multinord AG . При этом государство почему-то не возражало, чтобы в новом предприятии – комплексе по перегрузке калия – его доля составляла всего 35% акций. При этом оговаривалось: госказна будет получать 1 доллар с каждой переваленной тонны. Однако вскоре государство отказалось и от этого.

Тем временем новое предприятие развивалось и на прибыль жаловаться не могло. Но основные сливки, видимо, снимал Multinord . К примеру, данные о перегрузках хлорида калия в августе-сентябре 1993 года показывают, что за перегруженные 219 329 тонн в августе и 275 744 тонны в сентябре общий остаток на счету Multinord составил 1 046 758 долларов.

Теперь о роли г-на Лембергса. Авторы книги приводят протокол собрания акционеров SWH от 22 июля 1993 года, из которого следует, что тогдашние акционеры: Айнарс Гулбис, Марис Форстс, Андрис Талбергс, Валдис Локенбахс и Айварс Боровковс решили 10 акций продать Айварсу Лембергсу. И уже на следующий день новый акционер подписал с Айнарсом Гулбисом – руководителем SWH – трастовый договор. Согласно ему Лембергс поручает Гулбису управление всеми своими акциями, представление его интересов и получение всех платежей и т. д.

Лапса и Янчевска предоставляют также фотокопии документов, из которых видно, что Лембергс владел 16 акциями Multinord AG (того самого фантастически прибыльного акционера Kвlija parks ). И приводит расчеты, что дивиденды Multinord за 1994 год составили 1 007 457 долларов (половина из которых, судя по документам, была предназначена самому Лембергсу). И кроме того: в протоколе собрания Multinord по поводу итогов деятельности 1993 года не только сказано, что Айварс Лембергс владеет 16 акциями, но и подтверждено, что чистый доход предприятия за 1993 год составил 1 732 348 швейцарских франков. А расчет дивидендов, причитающихся Айварсу Лембергсу, показывает, что его доход составил 41 600 швейцарских франков.

Пункт 2: «Сам себе лобби»

Лембергсу вменяется также конфликт интересов – «принятие решения относительно АО Kвlija parks в Вентспилсской думе». (Среди учредителей этого АО – упомянутый выше Multinord AG. ) Суть обвинения: Лембергс был скрытым акционером Kвlija parks и не должен был принимать решения относительно этой компании.

Напомним: в 2003- 2004 годах латвийская пресса много писала об отношениях Лембергса-мэра с предполагаемым Лембергсом-акционером Kвlija parks . В том числе упоминалось такое решение: Вентспилсская дума освободила KP от уплаты налога на собственность на общую сумму около 60000 долларов. Прокуратура сочла это решение «благоприятным для предприятия». А поскольку Лембергс – «скрытый владелец акций» Kвlija parks, то перед нами конфликт интересов.

Как дополнительный аргумент «скрытого владения» приводился факт, что некоторое время в правлении KP состоял сын обвиняемого – Анрис Лембергс.

(Сам мэр в прессе отвечал на эти обвинения так: все было сделано по закону. По нему местные самоуправления могли «освобождать предприятия от уплаты налога в той его части, которая платится в бюджет самоуправления». И ситуация с налоговой льготой для Kвlija parks – именно такой случай… Что касается «скрытого владения», то оно, как известно, не доказано.)

Пункт 3. «Отмывка денег через домик»

И еще один пункт обвинения – схема, по которой, по мнению прокуратуры, вентспилсский градоначальник легализовывал «полученные путем коррупции средства».

Версия обвинения: как «скрытый акционер» Kвlija parks, Айварс Лембергс получал «дивиденды» опосредованно – через ремонт собственного дома в Риге на ул. Ояра Вациетиса.

Об этом тоже много говорилось. Дом – хороший, трехэтажный, получен Лембергсом в наследство от умершего однокурсника по завещанию. Дом был передан в управление АО Valters un Rapa, которое и сдавало дом в аренду.

Арендаторами же выступали: сначала Kвlija parks, а позже – принадлежащее KP на 75% предприятие Ostas Flote . По договору там должен был находиться «гостевой дом и представительство…» Однако журналистам «Диены», добравшимся до ограды дома и поговорившим по домофону с неким человеком внутри, сообщили лишь, что «здесь частная собственность и никакой фирмы нет». В справочной службе им сообщили, что «фирма там есть, но публиковать информацию о себе она запретила».

Между тем в ремонт и различные усовершенствования дома KP и OF вложили, по подсчетам Генпрокуратуры, около 438 000 Ls. Например, такие: аквариумный комплекс – 3000 латов; система спутникового телевидения – 5000 латов…

Учитывая, что прокуратура настаивает на лембергсовском владении этими предприятиями, ремонт его дома она считает классическим «отмыванием». А аренда – поскольку мэр сдает все сам себе – расценивается практически как фиктивная.

(На это обвинение в свое время представитель Kвlija parks отвечал просто: они имели дело только с управляющим – Valters un Rapa . И не имели никакого представления о том, кто является истинным хозяином дома. Зачем вообще вентспилсское предприятие брало в аренду рижский особняк? По словам представителя, ему «просто нужен был офис в Риге».)

P. S. Вчера «Час» сделал любопытное наблюдение. В известном книжном магазине Valters un Rapa книжку Лапсы про Лембергса не продают. И вообще, как пояснили там «Часу», «у нас нет никаких книг г-на Лапсы».

Нюанс

В 2004 году мэр Вентспилса обратился в суд «с иском чести» – он требовал, чтобы Генеральная прокуратура отозвала сведения, содержащиеся в запросе о правовой помощи в Швейцарию. (Речь в этом документе шла о сути нынешнего обвинения – о том, что Лембергс за взятки принимал решения, благоприятные для компании Multinord AG ). Суд первой инстанции принял решение в пользу истца. Однако Генпрокуратура обжаловала это решение, и суд второй инстанции иск отклонил.


Написать комментарий