Опять подножки для неграждан 1

Недавно Сейм Латвии принял в третьем чтении закон о статусе постоянных жителей Евросоюза, предусматривающий, что неграждане Латвии, желающие получить этот статус, должны... сдать экзамен по латышскому языку. Фракции «Центра согласия» и ЗаПЧЕЛ обратились к президенту Вайре Вике-Фрейберге с просьбой не провозглашать этот закон

Провозгласит ли президент закон, дискриминирующий латвийских «негров»?

Вчера в канцелярии главы латвийского государства состоялось экспертное обсуждение этого закона, на которое были приглашены представители министерств, Управления по делам гражданства и миграции, Государственного бюро по правам человека и депутаты Сейма –  Борис Цилевич от «Центра согласия» и  Юрий Соколовский от ЗаПЧЕЛ. Депутаты рассказали «Часу», о чем говорили в Рижском замке.

Борис Цилевич:

- Главный вопрос, который мы выдвигали, был достаточно неудобным – зачем принимать закон, в соответствии с которым люди, которые хотят уехать из Латвии, обязаны сдавать экзамен на знание латышского языка? В ходе дискуссии высказывались самые разные точки зрения. Но я бы отметил два момента. Думаю, что мы реально добьемся того, что при получении статуса негражданина ЕС экзамен по латышскому второй раз сдавать не придется, будет защитываться профессиональный экзамен или выпускной экзамен в школе. И это будет хоть маленькая, но победа.

 Юрий Соколовский:

- У нас в Латвии уже укоренилась такая практика: сначала героически создавать трудности, а потом также героически их преодолевать. И эта встреча только подтвердила этот принцип. Специалисты все понимают, но пытаются найти выход из ситуации, не меняя закон. Они уповают на то, что чиновники будут относиться к людям лояльно.

Мы в своем письме к президенту ссылались на опыт соседней Эстонии. Эстонцы еще в апреле в соответствии с директивой ЕС приняли поправки к закону об иностранцах. Согласно этим поправкам эстонские неграждане могут получать статус негражданина ЕС без уплаты пошлины и без сдачи экзамена на знание эстонского языка. Но до определенного времени – до 1 июля 2007 года.

Мы предлагали то же самое – отделить латвийских неграждан, которые являются постоянными жителями и Латвии, и Евросоюза, и тех иностранцев, которые только сейчас въезжают в страну. Сейчас обе категории этих лиц находятся в одних и тех же условиях.

В ходе встречи пришлось услышать много интересного. Так, например, один из участников сказал, что в данном случае сохранение требования о знании латышского языка будет стимулировать… интеграцию в Латвии! Мы пытались выяснить, каким образом, но ответа не получили.

Борис Цилевич:

- Я сказал совершенно откровенно: если вы хотите способствовать интеграции, проявите уважение к людям, подумайте, как этот закон будет восприниматься. Неграждане воспринимают его как очередную попытку еще больше усложнить им жизнь, как шаг, направленный против них. А интеграция начинается со взаимного уважения.

Юрий Соколовский:

- Люди, которые решили уехать из Латвии, все равно уедут. Но с ожесточенным сердцем. И потом снова придется выделять средства для улучшения образа Латвии в мире. Но когда о латвийских властях будут рассказывать люди, никакие буклетики и плакаты с портретом президента ситуацию не улучшат…

Борис Цилевич:

- Есть еще один интересный нюанс. Мы, как это нередко бывает, опоздали с принятием этой директивы. А в том случае, когда национальный закон еще не принят, в соответствии с этой директивой она применяется напрямую. Так что если сегодня человек подает заявление о присвоении статуса негражданина ЕС, это заявление должно рассматриваться в соответствии с общими требованиями директивы – то есть без дополнительных условий, в том числе и без требования знания языка. Это одна из причин того, почему многие чиновники выступают против возвращения этого закона на повторное рассмотрение в Сейм – они хотят как можно быстрее ввести ограничения для наших неграждан.

Юрий Соколовский:

- Мы пытались убедить участников экспертного совета, что надо смотреть не на параграфы, а на цель директивы. А цель этой директивы очень проста – обеспечить свободное передвижение людей. То есть это не ограничительная, а, наоборот, разрешающая и стимулирующая свободное перемещение людей директива. Но у нас ее почему-то трактуют как ограничительную.

Борис Цилевич:

- В чем смысл этих ограничений? Неграждане Латвии уже являются постоянными жителями ЕС и никуда отсюда не денутся. И сейчас вводить для них дополнительные правила – точно такие же, как и для представителей третьих стран, которые приехали сюда совсем недавно и просят вид на жительство, с точки зрения здравого смысла ни в какие ворота не лезет. Но посмотрим, насколько здравый смысл возобладает над «оборонным» сознанием.


Написать комментарий

DOSTALI nacionalisti,s kategorijej latiskogo,gajki krytitj-s kly4ami polatihski razgovarivatj,skoljko lydej ostanytsja opjatj bez raboti,neyzeli mozgov voobse neostalosjy slyg naroda?