Запрещая русский в частных вузах, Латвия может сесть в большую лужу 8

Ольга Павук
Ольга Павук
В июне латвийский Сейм принял поправки к закону о высшей школе, которые запрещают обучение на русском языке в частных вузах и колледжах. Как отразится это решение на экспорте образования? Какие еще могут быть последствия?

Принятые Сеймом при окончательном чтении поправки означают, что частные вузы, обучающие студентов на русском языке, могут работать по соответствующим программам до окончания срока аккредитации этих программ.

После 1 января 2019 года прием студентов на такие программы не будет разрешен. Значит ли это, что учиться в латвийском вузе на русском сможет лишь тот, кто станет студентом нынче осенью?..

На вопросы мы попросили ответить Ольгу Павук, доктора экономики и главного редактора Baltic-course.com.

- Ольга Андреевна, в статье «Экономика и политика - кто кого?» в интернет-журнале «Балтийский курс» Вы привели серьезные аргументы против решения, принятого в июне латвийским Сеймом.

Как Вы считаете,  оценивали ли каким-то образом латвийские законодатели экономические и политические последствия принятого на излете полномочий этого Сейма решения?

- Полагаю, никаких оценок законодатели не делали. Решение скоропалительное, политическое, связанное с очередными выборами в Сейм.

Вся политическая риторика по-прежнему крутится вокруг разделения политических сил по языковому принципу. Вопрос русского языка и автономии частного вуза – это и и вопрос еще большего расслоения общества.

Единственный аргумент, который я слышала: все школы переводят на латышский язык, значит и обучение во всех вузах должно вестись на государственном языке.

Аргумент весьма спорный. В школах учатся дети жителей Латвии. В вузах помимо местных студентов, иностранцы, для которых обучение на латышском просто неинтересно, они выбирают английский или русский, причем чаще последний.

Отказывая частным вузам в обучении на русском, Минобразования (МОН) и политические партии, проголосовавшие за поправку, не привели ни одного аргумента, что можно дать им взамен. 

В настоящее время во всех вузах Латвии обучается порядка 80 тысяч студентов, из которых 15-16 тысяч или каждый пятый студент получает высшее образование в частных вузах.

Каждый третий-четвертый студент – иностранец, 99% из них обучаются на русском языке.

То есть на русском языке с учетом билингвального обучения учатся более 7,5 тысяч студентов с тенденцией ежегодного прироста в среднем 10%. 

- В какую сумму в денежном выражении Вы могли бы оценить в масштабах страны потери от неизбежного сокращения экспорта образования?

- Пять частных вузов заплатили в 2017 году в бюджеты государства и самоуправлений налогов на сумму до 4 млн. евро.

По расчетам Certus, в 2016 году только 5,5 тысяч иностранных студентов принесли Латвии примерно 150 млн. евро (из которых половина прямые расходы на учебу, остальное – косвенные – проживание, питание, транспортные и другие услуги).

Плюс к этому многие миллионы евро приносят местные студенты, обучающиеся на русском языке. 

Есть еще один аргумент в пользу частных вузов, где занято более 1,5 тысяч преподавателей и сотрудников. Многие из них преподают на русском языке по программам, аккредитованным в Минобразования и не готовы одномоментно перейти к обучению на госязыке.

Заменить их сегодня некем, молодежь идет работать  в вузы крайне неохотно. Вопрос о самих учебниках для вузов на госязыке вообще не рассматривается.

Похожая ситуация сегодня во многих русских школах, где учебники и пособия на латышском, а учителя, втихаря, объясняют свои предметы на русском. Мы хотим перенести эту порочную практику в вузы?

Или мы готовы пополнить биржу труда квалифицированными специалистами, выплачивая им пособия из госбюджета, то есть опять же за счет налогоплательщиков?  

- Решение принято… Что дальше? Что в этой ситуации могут предпринять частные вузы, вложившие большие средства в развитие - в том числе, исходя из приоритетов развития страны, обозначенных в программе Латвия-2020. 

- Решение как принято, так может быть и отменено. И на то есть правовые аргументы. И они лежат не в языковой плоскости, хотя именно о защите русского языка больше всего риторики. 

В развитие материальной, академической, научной и культурной базы частные вузы инвестировали десятки миллионов евро, деньги вложены в учебную инфраструктуру, строительство новых зданий, научные лаборатории, библиотеки и прочее. 

Именно вопрос защиты прав собственника и его имущества ставят частные вузы во главу угла. 

Поправки в закон об образовании нарушают статью 1 Протокола №1 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Статья 1 по своей сути является гарантией права собственности в очень широком смысле. Об этом латвийские законодатели просто не думали.

Известный правозащитник, профессор Елена Лукьянова, живущая сегодня в Латвии, написала президенту Вейонису письмо, приведя четкие аргументы, допускающие вмешательство государства в частную собственность.

Это 1) осуществление вмешательства в общественных интересах; 2) законность вмешательства, 3) соблюдение справедливого баланса частного и общего интересов.

Все эти требования должны быть реализованы одновременно. Если нет хотя бы одного из трех элементов, вмешательство считается невозможным. 

По мнению эксперта в области международного права, в нашем случае соблюдение первого условия спорно, а третье не соблюдено явно – баланс частных и публичных интересов неоправданно смещен в сторону его публичной составляющей. 

Европейские Конвенция и Суд исходят из концепции широкой свободы усмотрения государств (margin of appreciation) по разным вопросам, в том числе в вопросе использования языков.

Однако в вопросах собственности все несколько иначе. Здесь Европейский суд строг, считая, что законодатель не вправе принимать нормы, ущемляющие права собственников.

Президент Латвии проигнорировал эти аргументы и прямо в разгар Вселатвийского праздника песни и танца провозгласил поправки по использованию русского языка в частных вузах.

Тем самым развязав им руки по дальнейшим действиям в правовом поле. Дело не быстрое. Собственникам частных вузов придется пройти разбирательства в Конституционном суде Латвии, и в случае отказа, обращаться в Европейский суд.

А решения Европейского суда, согласно статье 89 Конституции ЛР (Satversme), обязательны для исполнения всеми странами-участниками Европейской Конвенции.

Как будет выглядеть Латвия на международной арене после того, как Европейский суд встанет на защиту прав частной собственности латвийских вузов? 

- Буквально в этом году в цикле дискуссий «Латвия - 2050», организованных Латвийским университетом, вновь говорилось об экспорте образования как одном из ресурсов развития.

Речь шла, в частности, о том, что существует неудовлетворенный спрос по ряду специальностей - желающих учиться у нас больше, чем могут принять вузы... 

- Количество студентов в латвийских вузах в силу ухудшения демографической ситуации в стране сокращается на протяжение последних десяти или более лет.

Экспорт образования – один из спасательных кругов для всех вузов, в том числе для частных. После перевода государственных вузов на государственный язык, частные вузы активизировали прием иностранных студентов, обучающихся на русском и английском языках.

Вопрос об экспорте образования был включен в Стратегию развития Латвии 2020. Именно в частных вузах растет число иностранных студентов, и в большой степени за счет тех, кто желает учиться на русском языке.

Сегодня в госвузах обучается 2 процента иностранных студентов, а в частных – 8 процентов. Всего же иностранцы составляют 11 процентов общего числа учащихся в вузах Латвии.

Рубить сук, на котором мы сидим, по меньшей мере недальновидно, а в экономическом плане неумно. Вполне возможно, что еще лет через десять ситуация изменится, и абитуриенты из стран СНГ, желающие получить европейский диплом, будут предпочитать учиться на английском.

Но сегодня они чаще выбирают русский язык, и на данный момент это преимущество латвийских частных вузов грех не использовать.

Кстати, обучают на русском не только в Латвии, в той же Польше на русском обучается около 40 тысяч студентов из Украины, России и Беларуси. То есть поляки понимают свою выгоду. 

- Известны ли Вам случаи, когда специалисты, работающие в вузах по востребованным программам, привлекались в качестве экспертов при подготовке решений законодателей или же министерства образования и науки? 

- Об этом я ничего не знаю. 

- Впереди выборы в Сейм. Чего Вы ждете от власти? Каких перемен хотелось бы лично Вам во взаимоотношениях власти и общества? 

- От власти давно ничего не жду. Категорически не приемлю создание политических партий и движений по национальному признаку. Как преломить эту многолетнюю тенденцию в Латвии не знаю.

Но пока эта ситуация будет превалировать, политики будут продолжать манипулировать общественным сознанием, играя на тонких струнах национальной идентичности.

Возможно, следующие поколения избавятся от этой болезненной зависимости. Хочется в это верить.

- Спасибо.


Написать комментарий

Дальше садиться уже некуда.

Когда политика превалирует над экономикой -итог печален.

так мы и так сидим а кому здесь здесь нужно это образование. если учителей нет а если есть то им на все наплевать

Умеют же сеимовские гестаповцы уничтожать население не только физически но и морально

Обучение только на латышском языке-а где они возьмут столько преподавателей латышей и по каким учебникам будут учить?

Бред какой то. Частный ВУЗ денег от гос-ва не берёт, поэтому и имеет право преподавать на любом языке,хоть на японском, на то он и частный вуз

А что она сидит в другом месте???????

А вот что думает сын многоуважаемой Ольги Андреевны:

https://ordinary-joe-1.livejournal.com/453312.html

Интересно, она в курсе?

Написать комментарий