Тайная сила народного оберега: как может помочь плетеный пояс 1

Людмила Рулевич, выставка поясов в Центре белорусской культуры
Людмила Рулевич, выставка поясов в Центре белорусской культуры
Белорусы утверждают, что тканые и плетеные народные пояса не только украшают костюм, но и защищают его владельца от беды, дарят ему здоровье и благополучие

23 марта в Центре белорусской культуры прошло замечательное мероприятие, связанное с белорусскими поясами. Его участники не только смогли узнать историю белорусского пояса, но и услышать стихи, народные песни, в которых говорилось об этой уникальной детали одежды.

Особым гостем вечера стала мастерица из Браславского музейного объединения Людмила Рулевич, которая уже 25 лет занимается ткачеством и плетением поясов. Браславчанку хорошо знают у нас в Даугавпилсе, она – частый и желанный гость у белорусов нашего города. И это неудивительно: своим позитивом, доброй улыбкой она даже самого унылого человека заставит улыбаться. Даже не верится, что ей 52 года и она – мама двух взрослых сыновей.

Кому помог пояс

«Как я стала заниматься ткачеством поясов? – улыбается Людмила. – Просто у меня не было работы, и я записалась в кружок по плетению поясов, который организовал наш музей. Это было в 94-м году. Вспомнила, как у моей бабушки стояли кросны (от ред.: ручной ткацкий станок), и мы, маленькие, лазили везде, пропихивали челноки и мешали ей ткать. Меня это занятие так захватило, что я и по сегодняшний день плету и с поясом не расстаюсь. В Браславе меня все знают, туристы привыкли, что я даже на пляже плету. При любой свободной минуте сразу берусь за пояски.

Специальных станочков, в общем-то, нет – я его практически придумала сама, а муж смастерил такой, чтобы мне было удобно брать его с собой. Это простаядосочка со скобами. И если куда-нибудь едем на машине – я обязательно станочек беру с собой.

Я верю, что пояса – это обереги, что они помогают и защищают. У меня отрицательный резус, и я не могла родить второго ребенка. Постоянно были выкидыши. Когда читала о поясах, нашла информацию о том, что пояса могут помочь. И я решила: а вдруг, действительно, помогут? И сплела себе поясок. Носила его на теле, чтоб никто не видел. И случилось чудо. Я носила ребенка 9 месяцев, без всяких проблем и осложнений. Сына родила за 10 минут. Сейчас Ильюше уже пятнадцать лет.

Как-то я разговорилась с одной женщиной, и она стала жаловаться, что у нее постоянно и сильно болит голова. Я ей предложила: «Давайте, я скручу Вам поясочек. Поносите, хуже все равно не станет!». Сделала для нее поясок. Спустя год она приехала к нам на ярмарку, специально отыскала меня и рассказала: «Мне Ваш поясок помог. Как только начинала болеть голова, я этот поясочек повяжу, немного похожу – и боль, как рукой снимает». Мне было приятно.

Я никогда не сажусь за работу в плохом настроении, потому что тогда все начинает путаться, и приходится все переделывать. Важно, чтобы мысли были добрыми. Пояс – оберег, поэтому в него должна идти положительная энергия. Орнаменты выплетаю наши, белорусские. Нахожу их в нашем музее, выясняю, что они означают. Очень сильный обережный узор – цмок в короне (от ред.: дракон, согласно легенде живущий на территории Беларуси). Этот узор обычно носили зажиточные люди, имевшие хороший достаток. Нужно было заслужить право носить пояс, украшенный таким символом. Такие пояса передавались как родовые.

В зависимости от сложности орнамента я могу сплести пояс и за 12 часов, и за большее время. На сложный узор уходит месяц и более».

Настоящие белорусские пояса можно купить в браславском магазине сувениров. Цена на обереги, по латвийским меркам, не высокая. Они стоят от 5 до 30 белорусских рублей (2,10 – 12,6 евро).

Только у белорусов

В прошлом веке один из исследователей быта белорусов записал: «Пояс, как видно, составляет необходимую принадлежность какого бы то ни было костюма. Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своего дома и не появится на улице, а женщины носят на поясе свою поневу, юбку и фартук».

Ходить без пояса, «распоясаться», считалось большим грехом и неприличием. В каждой местности Беларуси пояса различались размером, цветом, орнаментом. Считается, что белорусы –единственные из славян, ктосумел сохранить неизменным первоначальный вид орнаментов, существовавших еще со времен древнейших племен. Национальный белорусский орнамент – красный узор на белом фоне. Эти цвета имеют глубокий смысл: белый — цвет чистоты, красный — цвет солнца, крови как символа жизни и вообще – символ жизни. Предки верили, что вытканные на поясах узоры – сильные знаки, оберегающие людей. Как ныне шутят жители Беларуси, отправляться «к дзядам» белорус не спешит, поэтому и охраняет себя от немощи и зла орнаментом.

В белорусском узоре практически всегда — четкая геометрия: линия, крест, ромб, квадрат, полоса. Каждый символ в узоре имеет свое значение. Символ солнца дает силу и урожай. Его вышивают, когда у женщины нет детей. Символ огня лечит от простуды и немощи.

Вышитая на ткани капля (дождь) пошлет хороший урожай. В народе говорили: «Будет дождь идти — будет хлеб расти». Еще один важный символ урожая — «Жытняя баба». Женщины считали, что она вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда будет при урожае. Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать или ткать узор «Мать-родительница» и святое древо. И, действительно: у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливой. Если в орнамент включается узор «Ребенок», значит, в нем идет речь о здоровье детей, об их безопасности и о радости родительства.

А вот символов смерти у белорусов в орнаменте нет и никогда не было.

Первый пояс – батьке Лукашенко

Несколько лет назад в Беларуси возродили производство уникальных слуцких поясов, иметь которые в своих коллекциях считаютза счастьемногие музеи мира. Первый сотканный в наши дни пояс, как и положено, был торжественно вручен Президенту Беларуси Александру Лукашенко.

К сожалению, современные пояса хоть и великолепны, но все же не так уникальны, как старинные. Специалисты говорят, что секрет их изготовления утрачен, как тайна некоторых видов дамасской стали или эмалей Средневековья. Но без преувеличения можно сказать, что трудно найти более ценную деталь мужского костюма, чем тканые пояса из Слуцка.

Первая мануфактура – персиарня – возникла в Несвиже, но по распоряжению князя Михаила Казимира Радзивилла была перенесена в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами. Руководить ею стал известный мастер Ян Маджарский (армянин АванесМаджарянц), работавший в Стамбуле.

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей и столько же подмастерьев и прядильщиц, причем, ткачами были только мужчины. Семь долгих лет требовалось мастеру, чтобы овладеть искусством ткачества поясов. Владельцы мануфактуры тщательно хранили свои секреты.На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы. Всего слуцкая мануфактура выпустила около 5 тысяч поясов.

Для польской шляхты пояса были символом того, что они являются прямыми потомками древних племен сарматов. До появления слуцкойперсиарни пояса для аристократов привозили из восточных стран. Право носить такой пояс имели только мужчины и одевали его без женской помощи. Пояс указывал на родовитость и богатство его владельца, что неудивительно: на некоторые пояса уходило более полкилограмма золота.

Сейчас в белорусских музеях хранится 11 слуцких поясов разных лет изготовления и в разном состоянии, а также многочисленные фрагменты. Всего же в мире сохранилось лишь около 1 000 знаменитых поясов.Коллекцию поясов в музее Слуцка 4 года назад пополнил ценный экспонат – пояс XVIII века. Чтобы его приобрети, жители города, предприниматели и государственные организации собрали 90 тысяч долларов. Возле фабрики «Слуцкие пояса» 5 лет назад был установлен памятник «Возрождение слуцкого пояса».

Из Музея слуцких поясов

P.S.Использованы фото и материалы сайта belarus.by.

02.04.2018 , 08:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

если на нём повесится, то будет красиво.