Разговор по существу или имитация продолжается

После годичного перерыва министр образования Байба Ривжа (Союз зеленых и крестьян) созвала заседание Консультивного совета по образованию нацменьшинств

При всей сомнительности работы консультативного совета при «черном Карлисе» (Шадурскисе) и министре-«реформаторе» Юрисе Радзевиче он хотя бы созывался, имитируя диалог чиновников с профессионалами и общественниками (во многом специально подобранными) в период до и сразу после дискриминационной реформы 2004. «Нечего попусту языком болтать – с меньшинствами все и так ясно», – по всей видимости, решила министр-лингвист Ина Друвиете, и совет приказал долго жить. Казалось бы, навсегда.

Однако вчера по инициативе нового министра Байбы Ривжи совет собрался на очередное заседание. Ему предшествовала истерика на страницах «Латвияс авизе», поместившей подборку писем читателей под заголовком «Руки прочь от реформы образования!». Для министра в том же выпуске опубликовали текст бывшего учителя под названием «Где национальная осанка Байбы Ривжи?», который требовал: ни шагу навстречу нацменьшинствам!

Возможно, такая национал-радикальная «артподготовка» стала причиной того, что вразрез с установившейся традицией совет собрался за закрытыми дверями.

Заседание прошло конструктивно, – сообщила Байба Ривжа журналистам на брифинге об его итогах. Председателя ЛАШОР Игоря Пименова и представителя еврейского культурного центра «Алеф» Гиту Умановскую ввели в совет при создающемся агентстве по качеству образования. Скандальный директор рижский Классической гимназии Роман Алиев, представитель ЛАПРЯЛ Татьяна Лигута и директор польской школы им. Козакевичи Мария Фомина будут представлять совет в новой подкомиссии по вопросам содержания образования при Центре по содержанию и экзаменации. Эта структура будет оценивать реформу средней школы, стандарты школьных предметов и содержание учебников.

Сославшись на неназванных международных экспертов, министр дала понять, что разговора об изменениях в образовательном законодательстве на совете не предвидится. «Латвийское законодательство по образованию нацменьшинств соответствует международным стандартам, и менять его сейчас нет никакой необходимости», – пояснила она свою позицию. Акцент будет делаться на новациях содержания образования и его качестве. Это касается всех учащихся – в Риге и регионах, в латышских и меньшинственных школах.

Хотела бы подчеркнуть значение диалога с представителями всех меньшинств: поляками, украинцами, белорусами, евреями, русскими – никого особо не выделяя. Это не означает отказ от реформы, но поиск пути, по которому двигаться, – определила приоритет Байба Ривжа. И заверила, что совет будет собираться регулярно. Следующее заседание – по подготовке учителей – состоится сразу после Лиго.

Сам факт возобновления работы совета можно рассматривать как символический жест в направлении нацменьшинств после тотальных заморозков при «нововременке» Друвиете. Однако ясно и то, что в его нынешнем виде консультативный совет остается местом обсуждения прикладных вопросов при негласном моратории на поднятие главных проблем образования, волнующих русскоговорящих латвийцев.

Для того чтобы отчитаться в Европе, наверно, хватает. А для того, чтобы достичь взаимопонимания в обществе, явно мало.

Состав совета

Шесть представителей государственных и муниципальных структур (МОН, министерство интеграции, госагентство по латышскому языку и др.);

шесть директоров и завучей муниципальных школ (четыре столичных и по одной из Даугавпилса и Вентспилса);

12 представителей общественных организаций (интересы русской общины представляют РОвЛ, Объединение педагогов русских школ, ЛАШОР, а также «Русские запада» Дмитрия Николаева и «Гражданская инициатива XXI» Вячеслава Васина);

один представитель академических кругов (психолого-педагогический факультет ЛУ);

один представитель родительского совета (рижской 13-й средней школы).

взгляд изнутри

А с кем говорить-то?

За время заседания г-жа Ривжа не раз произнесла: «Я готова к диалогу с вами!» С кем? С советом? Но полномочен ли совет в его нынешнем составе говорить от имени национальных меньшинств?

По многолетнему опыту участия ЛАШОР в работе консультативного совета знаю, что назначение его в другом. Если министерство не дает знать, что принимает инициативу «снизу», то совет на всякий случай оспаривает предложения, выходящие за рамки министерских распоряжений. Что понятно: большинство членов совета введены в него, чтобы стоять на страже государственной политики.

Мы считаем, что в совете должны быть представлены общественные организации, которые постоянно работают в области образования национальных меньшинств. У них должно быть большинство в совете. Если есть организации, выражающие интересы групп, участвующих в образовании, – им тоже место в совете. Эти группы – родители, учащиеся, педагоги, директора школ.

Мы были готовы говорить об этом уже сегодня. Министр отложила разговор на месяц.


Написать комментарий