Русские Латвии на пути в Европу

Сегодня депутат Европарламента от ЗаПЧЕЛ Татьяна Жданок выступит на заседании комитета ЕП по гражданским правам и свободам с фундаментальным докладом «Стратегия Евросоюза в области недопущения дискриминации». А в прошлую среду она сделала яркое сообщение на расширенном заседании Европейского cвободного альянса ( European Free Aliance - EFA ), посвященном его 25-летию

«Пчелы» слетали в Брюссель и узнали, как борются за свои права нацменьшинства других стран

В юбилейном мероприятии, проходившем в зале заседаний Европарламента, приняла участие и представительная делегация региональных депутатов и рядовых членов ЗаПЧЕЛ из самых разных уголков Латвии – Риги и Юрмалы, Лиепаи и Олайне, Седы и Айзкраукле, Саласпилса и Огре, Елгавы и Малты, Лудзы и Даугавпилса.

Находившийся в составе делегации «Час» воочию убедился в том, что у русских Латвии есть все основания претендовать на единый европейский подход к себе как к традиционному нацменьшинству, проживающему в стране-участнице ЕС.

Начнем с того, что Европейский свободный альянс, индивидуальным членом которого является наша Татьяна Жданок, – это партия европейских нацменьшинств. На торжественном заседании по случаю ее юбилея в зале бок о бок сидели испанские каталонцы и бельгийские фламандцы, представители Шотландии и Уэльса, Трансильвании и Южного Тироля, баски и фризы, эльзасцы и бретонцы, выходцы из Сардинии и Корсики, Окситании и Андалузии. Своя партия есть даже у македонского меньшинства Болгарии и у поляков Литвы. Очень органично смотрелись в этом интерьере и мы – представители латвийского русскоязычного меньшинства.

Приятно было наблюдать особое, очень теплое и трогательное отношение к нашему евродепутату со стороны коллег. Достаточно сказать, что лишь десять представителей из 40 партий нацменьшинств получили на юбилейном заседании слово для небольшой презентации, среди них оказалась и Татьяна Жданок. Она начала свое выступление с вручения государственного флага Латвии председателю EFA Нелли Маес и напомнила присутствующим, что как раз в эти дни у нас в стране проходит чемпионат мира по хоккею и команда Латвии является микромоделью общества: в ней одинаково представлены игроки с русскими и латышскими фамилиями.

Тем не менее в нашем парламенте русскоязычные представлены непропорционально численности населения, – сказала в своем сообщении Татьяна Аркадьевна, – так как в стране 450 тысяч человек имеют статус неграждан, лишены права голоса и отстранены от всякого участия в решении государственных проблем. Для страны с населением в 2,3 миллиона это слишком большая цифра. Почему мы храним молчание, когда игнорируются международные правозащитные договоренности? Может быть, причина в том, что у многих европейских политиков существуют двойные стандарты (или их нет вообще!) во взгляде на права нацменьшинств? Мы учим других уважать права человека и развивать демократию, но очень часто не готовы на деле защищать эти права.

Как сказала в своем выступлении Татьяна Жданок, с расширением Евросоюза население Европы увеличилось на 20 процентов, пропорция же этнических меньшинств в новой Европе выросла на все 100 процентов. В таких условиях ЕС должен изменить своей традиции вести речь лишь об индивидуальных правах человека, а больше сосредоточиться на соблюдении групповых прав.

Цена свободы – машины и витрины

После заседания «Час» пообщался с руководством Европейского свободного альянса в неформальной обстановке.

Сегодня у нас настоящее торжество европейских нацменьшинств, – ответила председатель EFA Нелли Маес на наш вопрос о том, какими достижениями своей партии за 25 лет она могла бы гордиться. – У многих нацменьшинств был трудный путь к европейскому признанию, но они справились с этой задачей. Мы будем и впредь лоббировать интересы своих участников на уровне Европарламента.

…К слову, Нелли Маес – брюссельская фламандка. В XIХ веке франкофоны захватили все ключевые государственные посты, французский язык стал языком администрации, самоуправлений, судебной власти и образования всех уровней. Фламандский же язык допускался лишь в начальные школы. Он считался языком простолюдинов. Фламандская элита, создавшая богатую культуру, бросилась вон из страны, и франкофоны стали большинством. Но после Второй мировой войны ситуация начала меняться. Критическая масса ненависти фламандцев к валлийцам (франкоязычным) накапливалась. На что те отвечали свысока: «Чего вам не хватает? Давайте жить дружно!»

При этом фландрийская часть после войны стремительно развивалась, а французская – погружалась в депрессию. Фламандцы достигли более высокого уровня жизни и рождаемости. И со временем их в стране стало больше, чем французов – 60 процентов населения. А перелом в культурном плане произошел в 80-е годы прошлого столетия, когда дело дошло до прямых уличных столкновений между общинами. Люди били витрины, выкорчевывали фонарные столбы, переворачивали машины. Только после этого было полностью изменено конституционное устройство Бельгии, жизнь стала налаживаться. Страна получила четыре отдельные зоны: фламандскую Фландрию, французскую Валлонию, германоязычное приграничье и двуязычный Брюссель. Везде в ходу два языка, кроме Фландрии: в память о десятилетиях франкофонского угнетения фламандцы запрещают в своем регионе открывать французские школы.

No pasaran!

Я считаю, что ЕС должен соблюдать права всех своих меньшинств, потому что сейчас в Союзе очень много государств с разнообразной этнической палитрой, – сказал «Часу» вице-президент EFA каталонец Бернат Жоан И Мари. – Для нашей партии все нацменьшинства одинаково ценны.

- Каким вы видите наиболее эффективный метод борьбы за свои права?

Прежде всего – это контроль за соблюдением культурных и языковых прав на всех уровнях. Такие страны, как Румыния, Болгария, Турция, делают в своих странах большие усилия в этом направлении – чтобы попасть в ЕС. А Франция – старый участник Евросоюза – не считается с нацменьшинствами. Это парадокс.

- В июне в Каталонии состоится референдум по вопросу об автономии. Какими методами вы добивались признания у себя в стране?

Демонстрации, массовые митинги, привлечение международной общественности и самое главное – структурирование внутри общины… Самое важное – самим мобилизоваться для общих усилий в борьбе за свои права. Нужно внушать всем людям важность равных с большинством условий проживания.

…Мы поинтересовались у председателя Европейского русского альянса и помощника Татьяны Жданок в Европарламенте Мирослава Митрофанова, что его больше всего порадовало на юбилее EFA .

Мне было приятно видеть русских Латвии среди делегаций европейских меньшинств, многие из которых действительно победили в странах своего проживания, – сказал Мирослав. – Вы, наверное, обратили внимание на одетых в национальные костюмы южных тирольцев – так вот для них это и впрямь большой праздник. Они живут на севере Италии, и в свое время государство их сильно прижимало, у них отнимали язык, школы. Но они восстали, начали взрывать высоковольтные линии передачи… И проблема была решена. Вмешалась ООН, другие международные организации – постепенно власти начали обеспечивать их язык на уровне местной власти, открыли школы.

Хотя фразеология итальянских националистов в их адрес была примерно как у нас в Латвии по отношению к русскоязычным: «Вот понаехали тут всякие австрияки…» Но они не сдались и на своем настояли. Теперь Южный Тироль – самый богатый регион в Европе: их не забывает этническая родина – Австрия, с ними научилась считаться Италия, за соблюдением их прав присматривает ЕС.

Все это значит следующее: если мы, русские Латвии, будем живы, никуда не уедем, не разбежимся и не сдадимся, то у нас великолепные перспективы на будущее.


Написать комментарий