Женщина, которая умеет принимать решение 1

Анастасия Саввовна и Борис Филиппович Подлужные
Анастасия Саввовна и Борис Филиппович Подлужные
Старшее поколение даугавпилчан хорошо знает Анастасию Саввовну Подлужную, потому что многим из них приходилось обращаться к ней за помощью – и она помогала.

Даже те, кто знаком с Анастасией Саввовной долгие годы, не перестают удивляться: откуда в этой миниатюрной хрупкой женщине, которая даже в своем солидном возрасте сохранила девичью фигуру, столько решительности и напора? Рядом с ней беды словно отступают – появляется уверенность, что все будет хорошо, потому что Анастасия Саввовна обязательно придет на помощь, причем, не задумываясь. Такой уж у нее характер, за что ее любят близкие и друзья, ценят окружающие. Даже сейчас, когда Подлужная давно уже на пенсии, ее телефон не умолкает в течение дня: звонят родные, соседи, знакомые. И для всех у Анастасии Саввовны находится время.

Был такой случай. В середине 80-х недалеко от Даугавпилса произошла железнодорожная авария пассажирского поезда Гродно-Ленинград. Тогда половина вагонов сошла с рельсов и опрокинулась. Сразу началась спасательная операция, приезжали родственники, но возникла проблема – где размешать людей? Вокзал битком, гостиница переполнена. А Анастасия Саввовна как увидела мать с ребенком, у которого пяточки обгорели, не задумываясь, повела их к себе домой. В итоге, в квартире Подлужных жили… 18 человек. Все потом удивлялись, как они поместились, а она спокойно отвечала: «А куда их девать?».

Прошло время, уже все стало забываться, и вдруг раздался звонок. С огромным букетом роз пришли поблагодарить те, кого Анастасия Саввовна приютила. Сейчас нас этот букет роз, может, и не удивит, но в то время, когда многое было в дефиците, в том числе и цветы… Это была красивая благодарность. А еще на праздники Анастасия Саввовна обязательно получала поздравительные открытки, которые и поныне бережно хранит.

 

Воспоминания детства

Анастасия Саввовна Подлужная родом из Литвы, хотя корни у ее семьи – здешние, даугавпилсские.

Ее бабушка Анна Ивановна Дементьева, уроженка Калкун, в 1913 году вышла замуж за литовского старовера Савву Михайловича Хохлова и переехала жить в соседний Зарасайский уезд. Дедушка работал бухгалтером в молочном хозяйстве, его брат Константин – учителем. У дедушки с бабушкой было 6 человек детей, мама Анастасии Саввовны Афанасия была вторым ребенком. Староверские семьи очень многочисленные, и когда Анастасия Саввовна рассказывала о своей родне, она ни разу не запнулась, называя их имена. Причем, обязательно с отчеством.

Семья отца Анастасии Саввовны жила в соседней деревни. Ее родители поженились в 1937-м, а в 41-м, за несколько месяцев до войны, появилась на свет девочка Настя. В силу своего малолетства военную пору Анастасия Саввовна не помнит. Помнит лишь, что когда район освободили от немцев, отца взяли в армию. Он участвовал в освобождении Лиепаи, Клайпеды, в боях в Курляндском котле.

И помнит, как хоронили ее дядю Тимофея: 22-летнего парня фашисты расстреляли в 1941 году. В сентябре 1944-го нескольких ям, в которых были засыпаны останки 76 расстрелянных жителей Зарасайского уезда, вскрыли и произвели захоронение. У двух убитых женщин были завязаны глаза, и в руках они держали иконы. У многих расстрелянных руки были связаны колючей проволокой. Среди них обнаружили и Тимофея Хохлова.

«За что его арестовали – не знаю, – вспоминает Анастасия Саввовна. – Вроде как донес на дядю один из соседей, с которым они за одной девушкой ухаживали. Мама ему говорила: «Беги». А он упрямился: «А что я сделал?». Дядю вместе с другими арестованными увезли в Зарасай. В тюрьме они были недолго – в одну из ночей их расстреляли. Его останки опознали по голубой расческе и полоскам на пиджаке. У дяди были очень красивые волосы, и расческу ему подарила мама. Помню, как он носил меня на руках. Говорил, что я очень громкоголосая. А какой я могла быть, когда война…

Я помню, как его хоронили. В 1944 году мы бежали через лес, чтобы успеть на похороны. Запомнила все потому, что зацепилась за корень и очень больно ударила ногу».

 

Большая родня

Анастасия Саввовна в 16 лет окончила школу и сразу же поступила учиться в железнодорожный техникум. Как железнодорожник она имела право раз год бесплатно ехать в любой конец Советского Союза. Сегодняшняя молодежь воспользовалась бы этим правом, скорее всего, чтобы махнуть отдыхать на море. А 17-летняя Настя выписала адреса и бесстрашно отправилась в Иркутскую область, в глухие таежные края, чтобы разыскать родных по материнской и отцовской линии: одни туда приехали в Первую мировую, а другие в 1949 году были депортированы из Латвии.

«Читали «Семью Зитаров» Вилиса Лациса? – интересуется Подлужная. – Вот так мои родные строили село в тайге».

Настя нашла их, а вернувшись домой, долго с восторгом рассказывала, какая там «красота неописуемая», как душевно ее приняли. Настя встретилась не только со своей родней, но и со многими земляками. Узнав о ее приезде, люди приходили и спрашивали: «Как там, в России, живут?». На вопрос девушки «А вы где живете?» отвечали: «А мы в Сибири живем».

Интересная история у Анастасии Саввовны связана с гражданством. У нее самой – литовский паспорт, у мужа Бориса Филипповича – российский. Как-то к ним в гости приехал брат Бориса Филипповича, который по жене-немке взял гражданство Германии. Когда отправились в поездку в соседнюю Литву, пограничники с подозрением рассматривали документы и не могли сообразить, как такое может быть: фамилии – одинаковые, а гражданство – разное.

Анастасия Саввовна и Михаил Филиппович вырастили двоих детей – сына и дочь. Дочка преподает в одной из даугавпилсских школ. Сын работает в Шотландии, посылкой прислал родителям саженцы шотландских елочек, за которыми они очень бережно ухаживают. Как и многие старики в Даугавпилсе, в душе Подлужные надеются, что их дети вернутся в родные места. Трогательно слушать, как Анастасия Саввовна с гордостью рассказывает о своей внучке-студентке.

 

50 лет вместе

Супружеской паре Анастасии Саввовны и Бориса Филипповича в начале этого года исполнилось ровно 50 лет.

Борис Филиппович родился в Казахстане, куда из Резекненского края была депортирована его семья. После окончания школы один из приятелей подбил Бориса поступать в Рижскую мореходку. На последние деньги ребята добрались до Риги: сидят на вокзале, денег ни копейки – решают, куда идти. Заметивший их милиционер подошел и поинтересовался, почему они никуда не идут. Ребята в ответ: «Да вот думаем, что делать». Тот им и посоветовал: «Что думать – работать надо идти». В общем, не доехали парни до мореходки.

«Привел их милиционер в кадры на железной дороге, – рассказывает Анастасия Саввовна. – Там посмотрели, что ребята – хорошие, и послали их в Москву учиться на механиков. Когда ребята вернулись, их отправили в Резекненскую ПМС (Путевая машинная станция), где как раз и я работала. Когда ПМС перевели в Даугавпилс, мы стали увлекаться туризмом.

В городе была очень хорошая секция. На выходные мы отправлялись в поход. Куда только ни ездили!.. Представьте: рюкзак весом килограммов 30 и мой вес – чуть больше 50. Борис выручал и таскал мой рюкзак. Помню, как разрабатывали маршрут, путешествовали по Военно-Грузинской дороге, прошли 4 перевала. В другую поездку отправились по горам в Карачаево-Черкессии, ночевали в юрте у чабанов.

В 1963 году Борис ушел в армию, отслужил в железнодорожных войсках на Украине. Я ему сказала: «Я дождусь тебя, но выйду за тебя замуж или нет – я подумаю».

В 1972 году Анастасия Саввовна окончила Ленинградский институт железнодорожного транспорта, но твердый характер, умение отстаивать интересы других людей сыграли свою роль. О карьере, как ныне, большинство тогда не рассуждало: доверили работу – значит, нужно доверие оправдывать. Где бы ни работала Подлужная, она свои обязанности выполняла на совесть, и никакое, даже самое высокое начальство не могло ее испугать. А вот Борис Филиппович всю жизнь отработал на железной дороге, за что и был отмечен званием «Почетный железнодорожник».

07.10.2017 , 08:00

Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Здоровья, долгих лет ! Дай вам Бог.