В Динабурге создавались шедевры 5

Чуть менее полутора веков назад жители нашего города вдохновили художника-передвижника Константина Савицкого на написание лучших его работ.

Если вы считаете, что не знакомы ни с самим Савицким, ни с его живописью, то глубоко ошибаетесь. Его работы известны даже маленькому ребенку. А все из-за картины «Утро в сосновом бору», изображенной на фантиках конфет «Мишка косолапый» и обертках шоколадок, выпускаемых на постсоветском пространстве всеми кондитерскими фабриками, в том числе и латвийской «Лаймой». Дело в том, что медведей на картине написал Константин Аполлонович Савицкий. Просто коллекционер Павел Третьяков стер с полотна подпись художника, оставив лишь автограф Ивана Шишкина.

За удивительный талант в изображении простого народа современники и критики называли Савицкого «Некрасовым в живописи» и «Мастером хоровых картин». Даугавпилчане могут по праву гордиться: лучшие работы Константина Савицкого – «Встреча иконы» и «На войне» – написаны именно в нашем городе.

«Прекрасное захолустье»

Константину Аполлоновичу Савицкому довелось неоднократно бывать, вернее, жить в Латвии. Мальчик родился в Таганроге в семье военного врача. С детства увлекался живописью, ставшей для него смыслом всей его жизни и спасавшей от ударов судьбы. Когда Костя учился в пятом классе, один за другим умерли его родители, и он остался сиротой. Опекуном мальчика стал брат отца, определивший ребенка в частный пансион… на территории Латвии.

После завершения учебы в пансионе юноша поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, но не окончил ее. Один из самых блестящих учеников, Савицкий был исключен из академии по пустяковому поводу – он из-за женитьбы вовремя не сдал экзамен. И это несмотря на то, что за конкурсную картину «Каин и Авель» он получил малую золотую медаль и был стипендиатом самого императора – Александра II.

После продажи Третьякову одной из своих работ Савицкий отправился в Париж. Живя во Франции, он периодически приезжал в Динабург, где жила его сестра. В одном из своих посланий Ивану Шишкину Савицкий писал: «…Двина вместе со всевозможными шлюпчонками, полуразвалившимися лодками, судами со щебнем и другими грузами, далеко выдающимися в воду отмелями, возвышенностями и плоскими берегами, усеянными вперемежку серыми жилищами, с группами приземистых дерев и стройных тополей, предоставляет прелестные мотивы для живописи... Оборванные жиды также немало представляют собой интерес для живописи».

А в письме к художнику Ивану Крамскому Савицкий так рассказывал о своей жизни в нашем городе: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру».

Впрочем, город наш художник любил и называл его «одним из самых прекрасных захолустий Отечества нашего».

Неисповедимы пути Господни

На долгих четыре года художника привела в наш город личная трагедия: в 1875 году его первая жена из-за необоснованной ревности покончила жизнь самоубийством, а на Русско-турецкой войне был убит муж его сестры. Константин Аполлонович остался практически единственным кормильцем вдовы и двух маленьких племянников. Срочно нужны были деньги, и Савицкий соглашается написать несколько икон для одного из динабургских храмов. Сохранилось письмо Василия Максимова к дочери, в котором художник-передвижник так описал ситуацию с динабургским заказом: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и написал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».

Жил Савицкий в Динабурге на улице Жандармской (ныне улица Райня), в доме Козлова. Кстати, неудачный опыт написания икон для художника закончился вполне успешно. Савицкий написал знаменитую «Встречу иконы», которую сразу же приобрел для своей галереи Третьяков.

«Встреча иконы»

Эта картина считается одним из самых лучших полотен Савицкого и заслуженно находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи. По своим размерам – 141 на 228 см – картина считается небольшой, но по количеству задействованных в ней персонажей «Встреча с иконой» – глобальное полотно, на котором изображен единый герой – простой народ.

Знаменитый критик того времени Владимир Васильевич Стасов о картине писал так: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».

С большой симпатией на полотне изображены крестьяне, принарядившиеся и с радостью и надеждой спешащие на встречу с чудотворной иконой. Совсем иные чувства, по мнению критиков, испытывал художник, выписывая образы священнослужителей. Лицо приехавшего в деревню протопопа бесцветно, глаза тусклы, нос красного цвета. А отвернувшийся в сторону дьячок и вовсе занят непотребным делом – нюхает табак. Поговаривали, что таким образом художник «отплатил» динабургским священнослужителям.

Старики и старухи, мужчины, женщины, дети…Некоторые молятся с верой в чудо, другие – сдержанно, иные просто стоят в безмолвии и безнадеге. «В картине... сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы...», — писал Стасов.

Динабург вдохновил

«На войну», «Подолянка», «Пастух», «Погорельцы», «С нечистым знается» – все эти картины были написаны Савицким в динабургский период его жизни. От «Погорельцев» осталась лишь фотография, от «Подолянки» и «Пастуха» – только память. Гораздо больше повезло оставшимся картинам. Произведшая сильное впечатление на Александра III своим патриотизмом, картина «На войну» находится в Русском музее, а «С нечистым знается» и «Встреча иконы» – в Третьяковке. «Осень в лесу. Досада мужика» хранится в Саратовском государственном музее.

Хочется верить, что картины Савицкого не погибли, а просто хранятся в закрытых частных коллекциях. И когда-нибудь пробьет их час – шедевры станут доступными широкому кругу ценителей русской живописи XVIII века.

P.S. При написании статьи использованы материалы портала «Хронос».
 

01.05.2016 , 09:00

Подготовила Наталия Салагубова , Gorod.lv


Написать комментарий

Дык организуйте экспозицию в крепости адекватной живописи заместо той абстрактной мазни ослиным хвостом.

Оборванные жиды также немало представляют собой интерес для живописи
------------Нынешние не так оборваны,но интерес представляют тоже разве что для живописи.

А знаменитый Сократ Воробьев, который последние дни провел в Деменской волости. И липовую аллею, посаженную им и спилинную под корень с подачи председателя волости и садалес тикли? Да какое искусство? Вы о чем шмарк уродка рулит и отмывание и пилка бабла, смех прям.

А кто-нибудь слышал о художнице Магдалене Вериго из местных,ученицы Рериха и звезде российского авангарда.Работы выставлены в российских галереях?

А кто-нибудь слышал о художнице Магдалене Вериго из местных,ученицы Рериха и звезде российского авангарда.Работы выставлены в российских галереях? Кантор местной синагоги

Тоже мазня! Лучше бы не слышал!

Написать комментарий