«Коммерсантов поневоле» сделали криминалами

События 1 января, когда некоторые водители Елгавского автобусного парка не вышли в рейс, были формой протеста: отчаявшиеся шоферы хотели заявить администрации, что не принимают навязанную им форму взаимоотношений. А события последних дней показали, что они правы и закон на их стороне.


Водитель выиграл суд у Елгавского автопарка


Капкан самозанятости


Первую акцию протеста водители провели еще в ноябре 2003 года. Они отказались выходить в рейс, протестуя против того, что из категории наемных работников их перевели в категорию самозанятых лиц, или коммерсантов. Руководство, стремясь уладить конфликт, «пошло водителям навстречу» и решило закрепить трудовые отношения на бумаге.

Но уже утром следующего дня, когда поверившие правлению и честному слову его председателя, бывшего министра и видного социал-демократа Петериса Салказанова водители пришли на работу, их ждал сюрприз. Каждый десятый в назидание остальным не был допущен к работе, а в суде их ждали иски с требованием выплатить парку задолженность.

За защитой водители обратились в профсоюз работников сферы общественных услуг Латвии, но получили отказ. Действия Елгавского парка не противоречили латвийским законам, и то, что водители попали в «капкан самозанятости», – дело сугубо добровольное, пояснил «Часу» позицию профсоюза его лидер Юрис Калниньш.

Тогда делом елгавских водителей занялся Латвийский отраслевой профсоюз автоперевозчиков ( LPNA ). Здесь решили отстаивать права работников через суд.

Для кого закон писан?


- Имея четкое понятие о том, что отношения в отрасли регулируются помимо прочего и отраслевым законодательством, мы сразу увидели, что руководство Елгавского автопарка, придумав ловкий ход, отраслевой закон проигнорировало, – сказал «Часу» председатель правления профсоюза Виталий Рейнбах.

Трудовые договоры с водителями администрация переименовала в договоры аренды и решением правления постановила, что в автопарке больше нет такой штатной единицы, как водитель, тем самым явив миру первый автобусный парк без единого шофера. Естественно, раз нет работников, то и налоги за них платить не надо.

Невидимые для фискальных органов водители исправно перевозили пассажиров и сдавали деньги. Но согласно не проданным билетам, а произвольно придуманным коэффициентам. Эта система позволяла руководству парка загонять одну часть водителей в долги, а другую – подкармливать, тем самым не давая им объединиться. С недовольными при такой системе разбирались просто: «Мы больше не нуждаемся в ваших услугах». В итоге водители, отдавшие Елгавскому автопарку по тридцать лет жизни, в одночасье оказывались на улице, да еще и обремененными долгами перед автопарком. Сегодня, по словам г-на Салказанова, в суде Елгавы находится примерно сорок исков о взыскании денег с водителей в пользу парка.

Но руководство не учло, что согласно закону о перевозках,

1)перевозчик должен иметь лицензию;

2)ее нельзя продавать или передавать ни юридическим, ни физическим лицам.

В нашем случае автобусы принадлежат автопарку, лицензия – тоже ему, маршруты – его же. Кроме того, парк исправно получает дотации от Елгавского само- управления. То есть по закону между водителями и парком не может быть никаких других вариантов отношений, кроме трудовых.

Теоретически, правда, при желании любой водитель тоже может получить лицензию на пассажирские перевозки. Но ездить по маршрутам, принадлежащим Елгавскому парку, он не сможет, если, конечно, не получит это право на конкурсной основе.

Елгавские водители, естественно, ни в каких конкурсах не участвовали, лицензий не получали, а спокойно крутили баранку. И при этом даже не догадывались, что, случись проверка, за работу на чужом маршруте и без лицензии им грозит уголовная ответственность вплоть до двухлетнего тюремного заключения.

Надзирающие органы: наша хата с краю


Чтобы не допустить такого развития событий, профсоюз, кроме того что подал иск в суд, обратился в трудовую инспекцию, департамент пассажирских перевозок, дирекцию автотранспорта при министерстве сообщения и Службу госдоходов. Описав ситуацию, но не назвав предприятие, он попросил оценить, законна ли такая форма отношений. Ответ инстанций был однозначным: отношения могут быть только трудовыми!

- Следом мы послали точно такие же письма, но уже с упоминанием, что все это происходит в Елгавском автобусном парке, и с просьбой указать администрации, что надо заключить трудовые договоры, – рассказывает Виталий Рейнбах. – Вы будете смеяться, но надзирающие структуры тут же добровольно сложили с себя все полномочия – мол, мы не можем ни оценивать, ни комментировать, ни тем более надзирать, поскольку здесь представлены «интересы множества вовлеченных в это дело сторон».

Мы были удивлены, ибо считали, что сторон только две – водители и администрация парка. Но самое интересное, что нам предложили подождать, пока ситуацию оценит суд, в который мы же и обратились,- продолжает Виталий Рейнбах. – Неприятно было осознавать, что организации, призванные следить за соблюдением закона и живущие за счет наших налогов, самоустранились и их функции пришлось брать на себя профсоюзу. Суд мы выиграли. 8 февраля этого года сенат Верховного суда окончательно подтвердил точку зрения профсоюза: в Елгавском автопарке возможны только трудовые отношения!

Прецедент, которого могло не быть


Сенат Верховного суда вынес решение пока только по первому конкретному делу: восстановить водителя Елгавского автопарка В. Павлова на работе и заключить с ним письменный трудовой договор. Согласно приговору с ноября 2003 года до сегодняшнего дня между Елгавским автопарком и В. Павловым трудовые отношения де-юре не прерывались, а это означает, что Павлову должна быть выплачена зар- плата за все это время и оплачен социальный налог.

На юридическом языке это решение называется прецедентом. А это означает, что точно так же автопарку придется заключить трудовые соглашения, выплатить зарплату и другим водителям. Во всяком случае, у них теперь есть юридическое основание требовать этого через суд.

- Чтобы исчерпать конфликт до конца и чтобы он больше не повторился, мы обратились в Службу госдоходов с заявлением о том, что все доходы автопарка в последние годы получены в результате трудовой деятельности, а не в результате коммерческой. А кроме того, написали заявление в Бюро по борьбе с коррупцией с просьбой оценить действия ответственных за надзор чиновников. Нам не понятно, как решение автопарка сделать из водителей коммерсантов прошло через Елгавскую думу. Думаю, что без личных связей это сделать невозможно, в думе есть и транспортный комитет, и юридический департамент. Есть, наконец, городская прокуратура, которая не должна была закрывать глаза на деятельность автопарка.

Подводя итог дела «самозанятых поневоле», заметим, что его могло не быть, если бы в самом начале конфликта за стол переговоров сели работодатель и действенный профсоюз – как это происходит в цивилизованных странах.

16.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий