Платить за соседа–самогонщика? Увольте!

Что делать с нераспределенной водой? Этот вопрос волнует не только самоуправление Даугавпилса. Это – беда всей Латвии. На кого «повесить» разницу между показаниями домовых водомеров и суммой показаний квартирных счетчиков? Потери воды обходятся городу в сумму около 150 тысяч латов в год.

Разруха в головах

Не понаслышке знаком с этой проблемой председатель Общества защиты прав потребителей  Эдмунд Папш. По его мнению, беда не только, и не столько в качестве водомеров, а в непродуманности действий. Прежде чем приступить к серьезному проекту, следует разработать правила и техническую документацию. Затем – досконально определиться с практической стороной проведения работ. Звучит скучновато – но без этого никак. Иначе – разруха, которая, по словам профессора Преображенского из «Собачьего сердца», не в клозетах, а в головах.
Как рассказал Эдмунд Папш, в начале девяностых годов тогдашний премьер Иварс Годманис издал распоряжение, согласно которому до разработки новых латвийских ГОСТов считаются действительными прежние правила и стандарты. Счетчики – это не нововведение. И при советской власти на частных домах были установлены водомеры, а на предприятиях имелись счетчики воды и тепла. Велся строгий учет расхода тепла и воды на заводах, вплоть до цехов. На многих многоэтажных домах стояли водомеры. Но в хаосе середины девяностых годов прошлого века счетчики где сняли, а где сломали.
На предприятии «Даугавпилс Уденс» пришли к решению о необходимости установки домовых водомеров, в частности для того чтобы жильцы поставили индивидуальные счетчики воды. В этом случае можно было узнать – сколько воды тратится в каждой квартире. В качестве эксперимента в доме по улице Пушкина бесплатно были установлены квартирные счетчики. Опыт удался и худо-бедно, но народ принялся устанавливать квартирные водомеры. Тогда-то люди поняли, что значит – экономить воду. Раньше нам это было знакомо лишь по западным книгам и фильмам. Кинолюбители очень удивлялись – зачем это англичане закрывают специальной пробкой раковину, когда намыливают руки, а потом в этой же воде их споласкивают. Сейчас этим никого не удивишь – на своей шкуре все прочувствовали. (Теперь этому удивляются россияне и белорусы).
Когда большая часть квартир в многоэтажках была оборудована домовыми водомерами, во всей своей неприглядности встала проблема нераспределенной воды. Разницу между показаниями счетчиков на доме и суммой показаний квартирных водомеров распределяли на бедолаг, у которых счетчиков не было. Сколько нервных срывов и сердечных приступов случилось в ту пору у даугавпилчан – никто не считал. Судите сами, каково было получить счет за потребленную воду в размере 58 кубических метров? Для примера – столько же вмещает железнодорожная цистерна.

Злоумышленные «кулибины»

Эдмунд Викторович Папш вместе с Иваном Евстафьевичем Максимовым, бывшим техническим директором Даугавпилсского центра метрологии решили опытным путем выяснить, в чем корень проблемы. И тот, и другой – специалисты высокого класса и разбираются во всех тонкостях учета. (Не говоря уже о знании постановлений и правил кабинета министров). Они установили на испытательном стенде 15 водомеров и стали проверять, каким образом на них действуют магниты. Результат превзошел все ожидания! Из 15 установленных на стенде счетчиков, 10 остановились, хотя вода текла по-прежнему. В народе «кулибиных» больше, чем достаточно. (Особенно, если дело касается уменьшения оплаты). Так что одна причина утекающей в неизвестность воды была определена.
Многие могут пожать плечами – подумаешь, собрались двое мужчин, что-то там испытали, а могли и напутать. Напрасно! Во-первых, это действительно специалисты с большой буквы, а во-вторых — характер у них въедливый и дотошный. В марте 2002 года была создана комиссия под председательством Эдмунда Папша. В нее вошли представитель РТУ – Валентин Казачков, от ПЖКХ – Виктор Каралюн, от центра метрологии — Иван Максимов и Александр Ратков. В результате проведенной проверки комиссия установила – для того чтобы остановить счетчик, особых усилий не требуется. Был составлен акт, который направили в соответствующие инстанции. К сожалению, ответа по существу члены комиссии так и не дождались. Проблема не решалась. Как образно выразился Эдмунд Папш – болезнь загонялась внутрь.
В марте 2002 года были приняты Правила кабинета министров. Статья N№18 этих правил гласит: «Если на вводе воды в жилой дом, а также в квартиру установлены измерительные приборы, и внутренняя водопроводная система и измерительные инструменты проверены, наниматели по своему усмотрению могут заключить соглашение о том, каким образом должна распределяться и оплачиваться разница между показаниями общедомового счетчика и суммой одновременно считанных показаний квартирных водомеров».
Во-первых «одновременно считанных» – это нереально по определению. Представьте на минуту – кто это будет ходить по квартирам и одновременно записывать все показания? А если человек к теще на блины уехал? Или вообще месяца на три за границу отправился?
Самое же главное – кто проверял внутренние сети? И когда? Мы об этом знать не знаем, ведать не ведаем. И даже не очень-то понимаем, какой должна быть эта самая водопроводная система. Как говорил Райкин: «Ой, дурят нашего брата!»

Сиамские близнецы, объединенные счетчиком

Но и это еще не все. Неугомонный Эдмунд Папш в мае 2003 года каждый день стал снимать показания домового водомера в 6.00 и в 23.00. Надо отметить, что один счетчик был установлен на два дома – на тот, в котором проживает Эдмунд и на соседний. После нескольких таких проверок Эдмунд Папш пришел к выводу, что нельзя ставить один счетчик на два дома. С трудом, но сумел добиться, чтобы на доме N№86 по улице Ятниеку был установлен отдельный счетчик (как, впрочем, и на соседнем доме). Результат налицо. В январе количество нераспределенной воды по этому дому составляло 118 кубометров, в феврале – 64, в марте – 46, в апреле – 95. После разделения «сиамских близнецов» картина резко изменилась. Сентябрь – 36 кубов, октябрь – 39 кубов, ноябрь – 24 куб.метра. Так что вывод очевиден – один счетчик на два дома не годится.
Кроме того, по словам Эдмунда Папша, есть еще одна загвоздка. Существует такое понятие как порог чувствительности. Проще говоря – на какой самый маленький расход воды реагирует водомер. И снова два товарища – Эдмунд Викторович Папш и Иван Евстафьевич Максимов занялись проверкой. Выбрали из 90 счетчиков, поступивших на верификацию, четыре одной и той же конструкции и 1995 года выпуска. На двух из них стрелка приходила в движение при расходе 11 литров в час, а на двух других лишь при 60 литрах в час! То есть, знай себе лей шесть ведер воды – а счетчик будет стоять, как часовой на посту. Более того, им удалось обнаружить счетчик 1991 года выпуска, стрелка которого начинала двигаться лишь при расходе в 300 литров в час! К тому же многое зависит от положения шкалы водомера – горизонтально или вертикально относительно земли она расположена.
И это еще далеко не все. Среди производителей водомеров есть фирмы, пренебрегающие необходимыми требованиями. В результате внутри счетчика, на стыке двух металлов, образуется коррозия. Ржавеют металлы. В результате вода течет, а счетчик не работает.
А вы говорите – нераспределенная вода! Тут дыр получается больше, чем в решете! Только кто их будет латать? А то ведь кому-то придется платить за соседа-самогонщика, знающего, как утаить израсходованную воду.

По сведениям Э. Папша подготовила  Наталья Астратова

02.02.2006 , 15:33

"Миллион"


Написать комментарий