Клятву Гиппократа на хлеб не намажешь 1

В этом году из закончивших вуз 400 молодых медиков только 32 пошли работать по своей специальности. И еще европейские страны переманивают наших врачей, обещая хорошую зарплату. Так что латвийские пациенты вскоре смогут надеяться только на себя или на знахарей.

Ресурсы врачей исчерпаны

Руководитель Южно-Латгальского отделения ГАОСЗ Сандра Бузаева отмечает, что если правительство спешно ничего не сделает, через лет 10 положение будет катастрофическим. Врачей становится все меньше и меньше. Одной из причин, конечно, является низкая зарплата, которая сейчас составляет около 203 латов на бумаге. После того как распахнулись двери в Европу, многие отправляются работать за границу, где сейчас можно найти хорошую работу и с латвийским документом об образовании. С. Бузаева показала одно специализированное медицинское издание, в котором предлагается работа в Великобритании анестезиологам, семейным врачам, гинекологам, психиатрам, педиатрам, хирургам с заработной платой 3500-10000 фунтов стерлингов в месяц.

Нужно добавить, что соотношение фунта стерлинга и лата составляет почти 1:1. Можно сделать вывод, что предлагаемая зарплата внушительна. Единственное требование — знание английского языка, поэтому, как отметила С. Бузаева, многие врачи сейчас интенсивно изучают иностранные языки.

Нет ничего нового в том, что многие врачи уходят работать в медицинские фирмы, где они получают 3 зарплаты врача. Но и там ресурсы врачей исчерпаны, так как фирмы сейчас приглашают на работу претендентов даже без медицинского образования. Не секрет, что из маленьких больниц специалистов переманивают в городские центры: если специалист из больницы уходит, предлагаемая им услуга жителям там больше недоступна.

Еще одной причиной нехватки врачей является долгое время обучения. Теперь для врачей увеличили также и время резидентуры, которое в зависимости от специализации составляет от 4-х до 6-ти лет. Так что чтобы стать врачом, нужно учиться 6 лет в вузе, а потом еще столько же и в резидентуре. Без резидентуры нельзя работать самостоятельно, а оплатить резидентуру тоже никто не способен, в свою очередь государство выделило в этом году только 100 бюджетных мест. И нет никаких гарантий, что эти специалисты потом попадут в Латгалию, так как большая часть находит работу в рижских больницах или открывает частную практику.

В Даугавпилсе сейчас остро ощущается нехватка психиатров, отоларингологов (ЛОРов), реабилитологов, радиологов и неонатологов. Многие специалисты — уже предпенсионного возраста. Из работающих в регионе 162 семейных врачей 120 — в возрасте от 40 до 60 лет, и только 3 молодых врача. С. Бузаева рассказала, что старше всех по возрасту сейчас педиатры. Сложная ситуация складывается в поликлинике “ОЛВИ”, в Гривской поликлинике, где старейшему педиатру очень скоро исполнится 70 лет, и в Лудзе.

По ее мнению, вопрос врачей нужно решать на государственном уровне, возможно, даже, вернувшись к “старым, добрым временам”, когда после окончания вуза специалисты получали направление на работу. Это помогло бы привлечь врачей хотя бы на несколько лет.

Краславская молодежь готова стать врачами

Нехватка специалистов остро ощущается и в Краславской больнице, где необходимы окулисты, педиатры, терапевты, специалисты неотложной помощи, анестезиологи. Не хватает, как отмечает главный врач больницы Александр Евтушок, и специалистов среднего звена. С 1994 года в больницу не принят ни один новый специалист, в свою очередь 3 врача ушли с работы по семейным обстоятельствам. Если нет врача, нет смысла в суперсовременном оборудовании, так как нет человека, который мог бы на нем работать. Трагично то, что если уходит врач, то без работы остается и определенное количество находившегося в его подчинении среднего медицинского персонала. Сейчас коллектив Краславской больницы стабилен: работают 35 врачей и 120 медсестер, средний возраст — старше 45 лет.

А. Евтушок положительно оценивает планы правительства увеличить студентам стипендии, но отмечает, что одного этого недостаточно. Конечно, большая стипендия послужит мотивацией для того, чтобы молодежь шла учиться, но это не означает, что после учебы, как отмечает руководитель больницы, выпускники будут работать врачами, к тому же в Латгалии. Необходима государственная программа, которая предусматривала бы средства госбюджета на учебу молодежи, определив, что финансирование позже нужно отработать. Например, будущий врач заключает договор с определенной больницей, что после учебы вернется туда работать. Он отметил, что уже сейчас в Краславской больнице ищет материальную поддержку молодежь, которая хочет изучать медицину, но больница помочь не в состоянии. У сельских детей нет денег на платную учебу, и в бюджетной группе им было бы нелегко, так как в Риге жизнь очень дорогая.

Работа по распределению, в нынешней ситуации, по его мнению, — не решение проблемы, так как нет и выпускников, кого можно было бы распределить. Если академию заканчивают 50 молодых специалистов, то хорошо, если половина из них идет работать по специальности. Хотя зарплата у врачей по стране официально и одинакова, но большинство остается работать в Риге, так как там, как отмечает А. Евтушок, больше возможностей положить в карман крупную взятку. В Краславе врачу даже квартиру предлагают, в Индре оборудована современная практика для семейного врача, даже ливанский дом предлагается, но нет ни одного желающего.

Спасти могут только зарплаты

В Даугавпилсской региональной больнице сейчас очень не хватает неонатологов, врачей приемного отделения, радиологов, фтизиопульмонологов и других специалистов. Руководитель больницы  Айвар Здановский считает, что единственным выходом является повышение зарплат медиков. Он благодарен правительству Репше, что оно увеличило зарплаты врачам до 200 латов, но считает, что зарплата должна быть хотя бы в 2,5-3 раза больше, тогда часть врачей вернулась бы в медицину. Как отметил А. Здановский, такой положительный опыт имеется в Эстонии. В свою очередь, чтобы привлечь врачей в Латгалию, необходима дифференциация зарплат, что можно сделать совместно с самоуправлениями. Даугавпилсская дума, например, оказывает поддержку, предлагая молодым специалистам квартиры. По его мнению, в стране сейчас сложилась абсурдная ситуация, так как резидентуру взяли на себя разные ассоциации, которые только зарабатывают себе деньги. Региональная больница сейчас из своих средств оплачивает резидентуру четырем врачам больницы, платя за каждого врача 1100 латов в год и зарплату в полном объеме. Но нет никаких гарантий, что после учебы эти врачи вернутся в Даугавпилс, так как и они могут устроиться в частную клинику в Риге за зарплату в 5 раз выше.

В этом году в Латвии закончили учебу 20 молодых специалистов, которых чуть ли не на части разорвали — каждое медицинское учреждение тянуло на свою сторону. А. Здановский мрачно прогнозирует: “Боюсь, что лет через 10 в Латвии сложится такая же ситуация, как в Венгрии, где на целый округ имеется только 1 врач, к тому же пенсионер”. И с ним нельзя не согласиться.

20.08.2004 , 15:08

"Латгалес Лайкс"


Написать комментарий

Просто поражена обстоятельством оказания медицинской помоши населению, нет врачей, среднего персонрала, это просто трагедия для населения, которое итак стареет и только треть его можно отнести к относительно здоровым.Я раньше жила в Даугавпилсе и фамилию своего педиатра запомнила на всю жизнь- это Хейман. Сейчас я сама врач, работаю в г. Уфе, руководитель республиканского профцентра . Привет Александру Евтушок, мы с ним училиь в одном классе. Чурмантаева Светлана svetach85@mail.ru