Наш город: «Бабий век» Екатерины I 2

пресс-фото
пресс-фото
С уроженки Латгалии Марты Скавронской в истории Российского государства наступило время, когда страной правили женщины.

В 1725 году, ровно 290 лет назад, место но российском престоле заняла Екатерина I. Начался так называемый в истории «бабий век» – 70 лет в России официально царствовали женщины. Закончился «бабий век» в 1796 году со смертью Екатерины II.

Друг друга на российском престоле сменяли Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета и Екатерина II. Все они были разными, но было у этих женщин то, что их всех объединяло. Из них только одна Анна Леопольдовна была замужем.

Первой на престол взошла, будучи уже вдовой, Екатерина I. Ее происхождение остается загадкой по сегодняшний день. Высказываются разные версии, но в одном историки сходятся: будущая российская императрица и супруга Петра Первого появилась на свет в Латвии. К слову сказать, на статус малой родины Екатерины I претендуют аж четыре латвийских населенных пункта: латгальские Вишки и Алуксне, Огре и Екабпилс.

Где родилась императрица?

Когда началась эпопея с памятником Петру I в Риге, тогдашний глава Вишкской волости Даугавпилсского края  Янис Кудиньш предложил его установить в Вишках, потому как именно там, по мнению местных краеведов, родилась Марта Скавронская – будущая императрица и супруга русского царя.

Несмотря на русофобские настроения части своих жителей столица памятник латгальской глубинке не уступила, но Вишки на таком пиаре неплохо поднялись. Как тогда заявлял г-н Кудиньш, популярность волости настолько выросла, что количество туристов, желающих побывать на родине Екатерины I, увеличилось в три раза!

На тесную связь с супругой Петра претендует и Алуксне: там после капитуляции шведского гарнизона перед войсками графа Шереметьева в августе 1702 года в русский плен попали лютеранский священник Эрнст Глюк и его воспитанница.

Третьим в списке городов, претендующих на императрицу, стоит Огре. Согласно легенде, такое странное название городу подарила Екатерина I, обожавшая лакомиться угрями, которых ловили в здешних реках.

Екабпилс, как и Вишки, твердо уверен, что российская императрица родилась в Якобштадте, так в прошлом назывался этот город. Но как ни изощрялись местные краеведы в поиске, обнаружить документальные подтверждения этого факта им так и не удалось. Но народ в Екабпилсе упрямый, да и на туристов эта замануха действует активно, поэтому от родства с Екатериной город отказываться не собирается.

Кто ты, Екатерина?

Складывается впечатление, что информация о российской императрице весьма скрупулезно и целенаправленно уничтожалась, что, впрочем, вполне объяснимо. Факт, что в правящую элиту России вошла крестьянка, вряд ли радовал как российскую, так и европейскую аристократию. Ведь единичный случай всегда способен незаметно перейти из казуса в систему, и тогда – прощайте, королевские династии, да здравствует революция и народная демократия!

Не меньше споров возникает и по поводу происхождения Екатерины I. Кем ее только ни считают: и полькой, и немкой, и шведкой, латышкой, литовкой и даже еврейкой.

Правда, в сохранившихся документах тогда писали просто – «лифляндец». Девичья фамилия Екатерины – Скавронская – польского происхождения, и переводится как Жаворонкова, так как по-польски скавронек означает «жаворонок».

По одной из версий, Екатерина I, в прошлом – Марта Скавронская, была дочерью литовского крестьянина Самуила Скавронского. Эстонцы также считают Екатерину своей, поскольку Петр I разбил в Таллинне парк в ее честь, названный Сад Катрин – Кадриорг. По другой версии, Скавронские – крепостные крестьяне польского помещика – проживали на территории нынешней Беларуси, под Минском, входившим тогда в Великое княжество Литовское. И звались они не Скавронскими, а Скаврощуками. Не выдержав крепостного гнета, Самуил Скаврощук подался в бега, сменил фамилию и осел у шведов. Деньги у беглеца водились, он взял в аренду мызу под Мариенбургом (ныне – Алуксне), завел семью. У Самуила Скавронского родились семеро детей, среди которых была и Марта. Когда эпидемия чумы прибрала отца, девочку себе в услужение взял пастор Глюк.

По еще одной версии, мать Марты была девицей весьма свободных и распущенных нравов и до замужества предположительно принадлежала ливонскому дворянину фон Альведалю, то есть была его любовницей. Марта появилась на свет как итог этой незаконной любви. То, что Екатерина I вела греховный образ жизни, порой пытались объяснить дурной наследственностью с материнской стороны.

Сплетен вокруг императрицы крутилось немало. Поговаривали, что Марта была любовницей самого пастора Глюка, что она родила от дворянина, снимавшего квартиру в пасторском доме. И вообще, ходил слух, что Екатерину звали первоначально вовсе не Мартой, а Марфой. И была она православной, а потом пастор Глюк крестил ее в лютеранскую веру.

Есть упоминание о том, что Пётр I называл Екатерину не Скавронской, а Веселевской или Василевской. Так, в 1710 году после взятия Риги царь в одном из писем упомянул «сродственников Катерины» – «Яган-Ионуса Василевски, Анну-Доротею, также их детей».

В связи с Екатериной I называется ещё одна фамилия — Рабе. По одной из версий, фамилия её первого мужа-драгуна – Рабе, а не Крузе, по другим — это её девичья фамилия, а некто Иоганн Рабе был её отцом.

Замуж невтерпеж

Будущая императрица не умела ни читать, ни писать. По свидетельству современника, вошедшую на престол императрицу пришлось в течение трех месяцев лишь учить ставить свою подпись под документами.

По слухам, пастора Глюка очень уж напрягало распутство Марты, поэтому он подыскал ей жениха и выделил небольшое приданое. Накануне осады Мариенбаума русскими пастор обвенчал 18-летнюю Марту с королевским драгуном Иоганном Крузе.

Молодые вместе не прожили и месяца. Перед самой капитуляцией Крузе, попрощавшись с женой, переплыл на другой берег озера. Больше с Мартой он не встречался. Утверждают, что до самой старости Крузе служил в шведской армии и другой семьи не завел, потому как не хотел брать грех на душу и становиться двоеженцем. До другой версии, Крузе был выслан в Сибирь, где и умер в 1721 году. Согласно записям, хранившимся в Ольденбургском герцогстве, шведский драгун Крузе погиб в 1705 году. Впрочем, не стоит забывать, что и в то время не гнушались переписывать историю. Дочери Петра и Екатерины, Анна и Елизавета, были невестами завидными, а потому желание подправить безродное прошлое их матери было вполне объяснимым.

А дальше были плен и блестящее постельное шествие – от солдатской подстилки, любовницы графа Шереметьева и фаворитки князя Меньшикова до жены российского императора.

Петр I с Екатериной Алексеевной венчались 19 февраля 1712 года в церкви Исаакия Далмацкого в Петербурге. Спустя девять лет Екатерина была объявлена императрицей и в мае 1724 коронована этим титулом.

У них было одиннадцать детей, и почти все они умерли в младенчестве. В живых остались только две дочери – Анна и будущая императрица Елизавета.

Судя по портретам, Екатерина была далеко не красавицей: круглое, полненькое личико, вздернутый носик. Но было в ней нечто такое, женское, что мужчины слетались на нее, как бабочки на свет. Чем приворожила и околдовала Петра Екатерина, остается загадкой. Возможно, тем, что была близка и понятна ему своей неуемной жаждой жизни.

В своих письмах Петр обращался к ней: «Катеринушка, друг мой, здравствуй!» А притихшая после венчания Екатерина ударилась «во все тяжкие». Впрочем, ее бурный роман с Виллимом Монсом закончился вполне предсказуемо. Не отказывающий себе в плотских утехах Петр приказал казнить любовника супруги, хотя официально голову Монсу отрубили за экономические преступления.

Гуляй, императрица

Голову любовника царь приказал поместить в банку со спиртом и в качестве экспоната отправить в Кунсткамеру. Но ходили слухи, что перед отправкой заспиртованной головы Монса в Кунсткамеру Петр приказал оставить ее в спальне своей блудной супружницы. Говорят, Екатерине с этим кошмаром пришлось жить более пяти месяцев. Однако вряд ли этот слух соответствует действительности, ведь Петр умер через месяц после казни Виллима Монса.

Поговаривали, что после смерти мужа Екатерина приказала уничтожить два заспиртованных экспоната – головы Монса и Марии Гамильтон, любовницы Петра.

Стоит напомнить, что Петр I не оставил никакого завещания. По закону о престолонаследии, подписанному Петром, император сам должен назначать себе преемника. Но из-за измены Екатерины это место стало вакантным.

Вдова понимала, что шансов на престол у нее нет. Но и бывшее окружение Петра знало, что им грозят как минимум опала, если не смерть. Они и помогли Екатерине взойти на престол.

Всего 26 месяцев Екатерина правила страной после мужа. Почувствовав свободу, она брала от ускользающей жизни все. В свое время, Петр пристрастил ее к спиртому. Пиры сменялись балами, кутежи – оргиями. Екатерина даже издала специальный указ для знати: еженедельно по четвергам, в пятом часу пополудни, собираться у нее на «куртагах». Урожденная Марта Скавронская пила водку стаканами.

Один из современников писал: «Нет возможности определить поведение этого двора. День превращается в ночь… Все стоит и ничего не делается… Всюду интриги, искательство, распад…».

За удовольствия нужно платить, и Екатерина платила – своим здоровьем. Сначала у нее начали опухать ноги, потом началась лихорадка. Ей было всего 43 года, когда она ушла из жизни.

Так закончился «бабий век» урожденной Марфы Жаворонковой. Был он коротким, но главное – он был ярким и запоминающимся.

Наш город.


Написать комментарий

БЕССТЫЖИЙ БРЕД РУССКОЙ ШОВИНИСТКИ, ЛИШЬ БЫ УНИЗИТЬ ИНОСТРАНКУ... КСТАТИ, УМЕРЛА МАРТА-КАТЯ ОТ СИФИЛИСА, ЧЕМ ЕЁ ЗАРАЗИЛ САМ ПЁТР 1.

To o chjom govorit Kudins - vidumka i erunda. Ne bilo tam nikogo uvelechenija turistov. Pustije slova. Net ni odnogo oficialnogo iistochnika, kotorij dokazivajet, chto Marta rodom iz Viskoi volosti.

Написать комментарий