«Демократия – не растворимый кофе»

Речь шла об изменениях в Латвии, Франции, Европе и мире за те три года, что мсье Фуше проработал в Риге. Разговор состоялся меньше чем через сутки после того, как правительство Латвии отвергло заявку французского инвестора, отказавшись дать добро на приватизацию «Ригас силтумс».


За несколько дней до отъезда из Латвии посол Франции Мишель Фуше дал прощальное интервью «Часу»


Латвия быстро адаптируется


- Как изменилась Латвия за время вашей работы здесь?

- Латвия меняется быстро. Происходит экономическое развитие, люди работают, учат иностранные языки. Здесь открывается все больше и больше посольств. Латвия все активнее участвует в международных организациях, связи развиваются. Безусловно, это очень большой прогресс, но в то же время мы констатируем различие между реальной страной и правовым обликом государства.

Ситуация, когда часть населения не является достаточно представленной политически, долго продолжаться не может, и я думаю, что со временем положение исправится. При этом было бы неплохо, если бы в Латвии появились такие политические партии, которые не строились бы на этническом принципе, как это уже произошло в Эстонии.

Латвия относительно недавно вернула свою независимость, и она становится все более уверенным в себе государством. У Латвии есть и энергия, и возможности для восстановления всего, что было потеряно за предыдущий период.

- Что из всех перемен, которые вы наблюдали здесь, оказалось самым неожиданным?

- Пожалуй, это возможность адаптироваться к ситуации очень быстро, за очень короткое время. Латвийцы очень быстро учатся жить в новых условиях, что особенно касается людей молодого поколения. Конечно, есть различия между поколениями, есть и некие различия на этнической почве, те, о которых я говорил, упомянув разницу между реалиями и правовым обликом.

Место в ЕС


- Когда говорят о латвийско-французском сотрудничестве, чаще имеют в виду сотрудничество в рамках ЕС. А как, на взгляд Франции, развивается сотрудничество в формате НАТО?

- Что касается вопроса НАТО, то я бы хотел процитировать слова президента Франции Жака Ширака, сказанные во время встречи с представителями дипломатического корпуса во Франции: «Имея более сильную оборону, Европа способствует укреплению Атлантического альянса. В ноябре, во время Рижского саммита, будет проведена дискуссия о преобразовании НАТО. Я хотел бы напомнить о поддержке Франции, которая является одной из основных стран, которые финансируют НАТО, о фундаментальной роли НАТО в качестве военной организации и гаранта коллективной безопасности союзников».

А в ЕС Латвия нашла свое место. Латвийский еврокомиссар занимает ведущие позиции, он очень заметен. Латвия является полноценным партнером в ряду 25 стран, партнером, с которым мы проводим регулярные консультации по европейским вопросам, в том числе и по стратегическим. Латвия должна продолжать прилагать усилия, чтобы стать членом Шенгенского соглашения и вступить в еврозону в заранее оговоренные сроки.

Наши двусторонние экономические отношения продолжают прогрессировать. Например, посмотрите на ваши улицы и дороги – сколько там французских машин. Ваша страна открыта для иностранных инвестиций.

Правительство Латвии приняло свое решение по поводу «Ригас силтумс» (отказавшись удовлетворить заявку французской компании Dalkia на приватизацию государственной доли акций. – Ред .). Любому предприятию довольно трудно делать инвестиции, если оно не имеет гарантий. Главной и единственной гарантией была бы возможность участвовать в приватизации.

Я хотел бы подчеркнуть, что Dalkia пришла в Латвии по призыву латвийского правительства, которое дало сигнал о том, что оно хотело приватизировать «Ригас силтумс». Вопрос с Dalkia не закрыт.

Куда уходит производство


- После расширения «старые» члены Евросоюза заговорили о налоговой конкуренции со стороны «новых» с их более низкими ставками, о конкуренции социальных моделей. Насколько значимыми являются эти факторы?

- Главная проблема – предприниматели во Франции или в Германии закрывают производства, чтобы перенести их в страну, где цена рабочей силы намного ниже. Примерно пять процентов французских инвестиций в Европе делаются потому, что фирмы переносятся. Это порождает проблему трудоустройства.

- Актуальна ли проблема ухода производства из «старой» Европы в «новую» и для Франции и Латвии?

- Ни в коем случае! Наоборот, здесь мы можем говорить об обратной тенденции. Axon Cableразвивает производство на заводе в Даугавпилсе и благодаря этому создаются новые рабочие места во Франции. Примерно получается, что создание пяти рабочих мест в Латвии приводит к созданию одного рабочего места во Франции.

- Каков взгляд Франции на дальнейшую либерализацию рынка труда «старых» стран ЕС, его открытие для работников из «новых» членов и возможность притока во Францию рабочей силы из Латвии, подобного уже переживаемому Великобританией и Ирландией?

- Сегодня Франция, как и другие страны, запрещает выходцам из новых стран ЕС работать на ее территории, и такое положение сохранится еще довольно долго. Здесь нужно принимать во внимание ситуацию в каждой стране в сфере трудоустройства. В настоящий момент мы ведем переговоры с латвийской стороной о возможности разрешить латвийским студентам, которые учатся во Франции, работать неполный день. В Латвии, я думаю, доходы будут повышаться, будет происходить сближение уровней жизни.

Вообще же миграция рабочей силы в Европе привычна. Франция в течение долгих лет ввозила рабочую силу из Италии, Португалии и Испании, даже когда Испания и Португалия еще не были в ЕС, и это было одним из фактором европейской интеграции. Главное, чтобы у этих людей сохранились связи со страной их происхождения.

Франция держит уровень


- За те годы, которые вы проработали в Латвии, изменилась и Франция. Как?

- Франция – это страна, которая продолжает модернизироваться. Франция продолжает строить железные дороги, в ближайшем будущем будет открыта линия высокоскоростных поездов Париж Страсбур – Франкфурт, появился новый аэробус А-380. Мы активно участвуем в новом ядерном проекте ITER, запущены первые спутники новой европейской системы глобального определения координат Galileo.

С точки зрения экономики, Франция развивается действительно очень быстро. Мы остаемся 5-й экономикой в мире. Франция – это страна, которая меняется сама и играет довольно существенную роль в глобализации и изменении мира.

С другой стороны, мы продолжаем сталкиваться с проблемами, которые касаются применения в жизни принципа равенства. Они в основном объясняют те события, которые произошли в пригородах некоторых городов Франции осенью прошлого года. Молодые французы, у которых, возможно, не всегда достаточно образования, у которых нет работы, протестовали против нарушения этого принципа.

Речь идет о проблеме интеграции общества, которая возникла в результате социального и экономического неравенства. Замечу один факт: последнее время все больше и больше молодых людей, участвовавших в этих погромах, записываются в предвыборные списки, чтобы участвовать в следующих выборах.

Какую роль в этих протестах сыграли этническое происхождение и религиозные убеждения?

- Эта молодежь – французы. Они граждане Франции, они родились во Франции и они говорят по-французски. Но в большинстве случаев это дети из семей эмигрантов, выходцев из Северной Африки, и они живут зачастую в кварталах, которые мы называем трудными, – где царит нищета, бедность, где нет работы, где присутствует дискриминация. Правительство Франции прилагает усилия, чтобы уменьшить эту дискриминацию. Например, приглашая различные предприятия принимать на работу выходцев из этих трудных районов, чтобы эти молодые люди могли работать, начиная с 14 лет; развивая систему анонимных CV, чтобы уменьшить вероятность дискриминации; проводя реновацию в этих кварталах.

Оптимисты за Европу


- Как вы объясняете отказ французов на референдуме согласиться с конституцией ЕС? С чем мы имеем дело – с кризисом идеи или с кризисом механизма ее реализации?

- Спасибо за этот вопрос. Анализ причин, по которым французы сказали «нет», пока не закончен.

Возможно, дело в том, что иногда путают европейское строительство и глобализацию. У людей есть опасения, что ЕС ускорит глобализацию. Хотя, думаю, совсем наоборот: евроинтеграция должна дать возможность контролировать процессы глобализации. Сыграла свою роль и внутренняя политика – в партии социалистов, например, не было общего мнения по этому вопросу.

Получается, что если у вас есть хорошая работа с хорошей стабильной зарплатой и вы хорошо живете, вы говорите: «Да, я – европеец». Если вы живете довольно бедно, если у вас нет уверенности в завтрашнем дне в плане работы, у вас проблемы с обучением ваших детей, то вы говорите «нет».

Проблема, однако, в том, что ЕС не может долго продолжать свое существование на базе тех договоров и соглашений, которые существуют в настоящий момент.

- И что будет предпринимать Франция?

- Президент Ширак заявил в обращении к послам иностранных государств во Франции, что, во-первых, Франция намерена продолжать тесное сотрудничество с Германией, а также взаимодействовать с Австрией как председателем ЕС. Дискуссии о принятии новых членов, о новых границах ЕС также будут продолжены. В июне состоится очень обширная дискуссия на эту тему. Существует возможность, анализируя текст конституции, применять ее, двигаться вперед по тем разделам, где прогресс возможен. Например, по созданию поста министра иностранных дел ЕС, по вопросам европейской обороны, по вопросам юстиции.

Европейский союз – «история успеха» второй половины ХХ века, но одновременно это и проект будущего. Можно сказать, что он стал жертвой своего успеха. В настоящий момент нам действительно намного труднее принимать решения, потому что в них участвует 25 стран. Например, на Балканах возможность стать членом «европейского клуба» уже является позитивным фактором. Но когда мы принимаем новых членов, клуб становится больше, принятие решений – еще сложнее, и мы не знаем, до каких пор он может расширяться.

- Возможность введения общего для ЕС поста министра иностранных дел подразумевает и общую внешнюю политику, в том числе и на Востоке, в Белоруссии, в отношениях с Россией, или на Украине, которая заявляет об ориентации на ЕС.

- В отношении Белоруссии существует единая европейская политика, и Франция старается содействовать позитивным изменениям в этой стране.

На Украине ситуация очень сложная из-за приближающихся выборов. Мы считаем, что Украина – страна, которая может меняться, Франция, Германия, ЕС в целом содействуют этим реформам, но надо оставить возможность избирателям высказать их мнение в марте. И главное – иметь долгосрочный подход, видение того, к чему мы стремимся.

Надо с осторожностью относиться к романтизму. Демократия и реформы – это не растворимый кофе, размешал, и готово. Они требуют времени, иногда необходимо, чтобы выросли целые поколения. Недостаточно говорить «Европа, Европа, Европа». Европа – это целое домашнее задание, которое необходимо выполнить.

Наконец, президент Ширак сказал, что в многополярном мире мы все зависим от процессов, происходящих по всему миру, – в Китае, в Индии, а возвращение такой страны, как Россия, на первые позиции в качестве страны-председателя G-8 требует новой политической и экономической географии.

16.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий