Спорный долг платежом опасен

Мобильный оператор потребовал оплатить счета... спустя шесть лет

В сентябре 2004 года рижанин Геннадий Микелсонс получил строгое
предупреждение от юридической компании NBJ, представляющей интересы Tele2. Ему
предписывалось уплатить долг в размере 100 латов 68 сантимов за телефонные
разговоры. В этом не было бы ничего особенного, если бы речь не шла о долге за
январь-февраль аж 1998 года.



Геннадий Микелсонc все в своей жизни привык делать основательно. Всю жизнь он был законопослушным гражданином, к тому же до ухода на пенсию служил в правоохранительных органах. В его квартире по папочкам и полочкам разложены счета за электричество, газ, воду. Он твердо знает, что коммунальные счета хранить надо не меньше 10 лет. Но вот за телефон счетов не оказалось, почему — об этом чуть ниже.
К письму от Tele2 Геннадий Микелсонс отнесся со всей серьезностью. Хотел было сразу же пойти к ним и все выяснить, да обратил внимание на дату предупреждения: письмо было отправлено 9 сентября 2004 года, уплатить долг ему надо было до 10 сентября, в противном случае дело передавалось в суд. А получил он его только 20-го числа, поскольку первоначально на конверте был неправильно указан почтовый индекс.




Срок давности — 10 лет


Из разговора Телеграфа с полномочным представителем Tele2 Раймондом Зундурсом, директором ООО NBJ:
— Почему Tele2 предъявляет претензии к должникам спустя шесть лет?
— Конкретно господина Микелсонса предупреждали о долге и в 1998 году — устно по телефону, а в 2001 и 2003 годах высылались претензии. Кроме того, ему реально звонили и просили оплатить долги.
— Вы лично видели копии этих предупреждений?
— Нет, но я их и не должен видеть, у меня есть только выписка из дела. А копии хранятся в Tele2. На самом деле никто нас и не обязывает по 10 раз кого-то предупреждать. Для суда достаточно и одного письма, которое мы выслали Микелсонсу в 2004 году, когда наша компания начала работу с должниками. Срок давности по таким делам — 10 лет. Так что мы ничего не нарушаем.
— Почему нет счетов за его разговоры в 1998 году?
— Насколько я помню, счета были. Но человек требовал показать ему распечатки телефонных разговоров, а они по закону хранятся три года. Поэтому для доказательства долга и была представлена справка с указанием сумм его долга. И суд решил, что она может быть принята в качестве доказательства.
— Почему телефон абонента не отключили ни в марте, ни в апреле, если не были уплачены долги за январь и февраль?
— В 1998 году Baltkom GSM, видимо, лояльнее относился к своим должникам. Тем более что господин Микелсонс абонировал еще и другие номера. Зачем было терять хорошего клиента? Сейчас после предупреждения в течение нескольких дней телефон отключается.
— Тогда почему в счете за апрель не были указаны долги за предыдущие месяцы, как это обычно и делается?
— Не могу сказать, это надо поднимать бухгалтерию.
— Судя по спискам в судах, у Tele2 таких давних должников сотни?
— Это коммерческая тайна, и я не могу ее разглашать. Их действительно немало, но с 70% бывает уже нечего взыскивать. Очень тяжело работать, особенно с такими умниками, как этот господин. Но не надо писать, что мы уж очень плохие. Это не так. Мы же входим в положение людей и разрешаем им погасить долг частями в течение года.
— А вы не допускаете возможности технической ошибки?
— Это очень редкий случай. Нет, здесь просто человек такой принципиальный попался. Может быть, это и хорошо, но пусть он в суде свою правоту доказывает.


 


В ожидании суда
Что ж, суд, так суд, решил пенсионер и начал к нему готовиться. Вины за особой он никакой не чувствовал. Абонентом Baltkom GSM Геннадий Микелсонс стал в 1997 году. В это время у него была своя небольшая фирма, он зарегистрировал 4 телефонных номера на свое имя. В конце 1998-го от двух номеров он официально отказался. И вот по одному из этих номеров ему и предъявлялись претензии на сотню латов.
— Я совершенно точно знал, что быть этого не могло, — рассказывает посетитель редакции. — Решил, что, наверное, произошла какая-то техническая ошибка. Но вот вопрос, как я это докажу спустя 6,5 лет, если фирма уже ликвидирована, а все документы бухгалтерия хранила, как это и положено, только пять лет?
Но, с другой стороны, разве должен человек доказывать свою невиновность, подумал пенсионер, получив повестку в суд родного Курземского района. Изучив исковое заявление Tele2 (владельца Baltkom GSM с 2000 г.), бывший абонент Baltkom GSM, к своему удивлению, не обнаружил в приложении ни одной копии документов, подтверждающих наличие его долга, — ни счетов за январь-февраль 1998-го, ни писем с предупреждениями об уплате за предыдущие годы. Ничего!
Озадаченный пенсионер отправился в судебную канцелярию. И написал заявление на имя председателя суда с просьбой обязать истца предоставить копии счетов и другие имеющие к делу отношение документы.
— При снятии этих номеров в конце 1998 года Baltkom GSM ни о какой задолженности мне не сообщал. Потому что ее не было, — уверяет Геннадий. — При этом вплоть до 2002 года я оставался активным абонентом Baltkom GSM, а потом и Tele2. Неужели, если бы у меня было 100 латов долга за разговоры, это было бы возможно?


С пятой попытки
Представить такое и впрямь сложно. Вспомните, что происходит, стоит чуть опоздать с уплатой за телефонные переговоры! Тут же в трубке строгий женский голос вас призывает к порядку с угрозой отключения телефона. Тут к гадалке не ходи: не заплатишь в установленные сроки, через несколько дней ваш аппарат замолчит как мертвый. А потом вас начинают бесконечно бомбить письмами и предупреждениями. И уж никак не через 6 лет, а буквально сразу.
Если верить электронной справке от 07.09.2004, представленной истцом в суд, Геннадий Микелсонс с 1998-го должен компании Tele2 за пользование мобильным телефоном: по счетам (от которых есть только их номера) от 31 января 1998 — 84,98 лата, от 28 февраля — 15,47 лата и даже от 30 апреля — 0,28 лата. Получается, что с такими долгами человек спокойно пользовался услугами компании в течение нескольких месяцев? Свежо предание… Да и как можно получить счет за телефон в апреле только на 28 сантимов, если остался неуплаченным большой долг за предыдущие месяцы?
Но любознательный пенсионер так и не дождался ни ответов на свои вопросы, ни запрашиваемых им документов. Хотя и проявил поразительную настойчивость. В связи с отсутствием этих документов слушание дела в суде Курземского района назначалось и откладывалось… 5 раз! Таким образом, процесс над строптивым абонентом растянулся практически на год. Последнее заседание состоялось в ноябре 2005-го.
За это время ответчик уже успел познакомиться с истцом, которого в суде по доверенности представлял адвокат Р.Зундурс (NBJ).
— Он меня даже как-то подвозил на своей машине, — рассказывает Микелсонс. — По дороге спросил у меня: “Что ты за человек? Ну, посмотри — все же платят, а ты не хочешь…” Я и впрямь видел в суде десятки таких же должников, общался с ними в коридоре. На рассмотрение каждого дела в суде уходило 5-10 минут. Вердикт: платить. Суммы у всех не столь значительные — 30-50 латов. Люди говорят, что доказать они ничего не могут — документы не хранили, а адвокатов за такие деньги никто брать не будет. Вот и платят. Мне сын тоже говорит, хватит, мол, нервы себе трепать, дам тебе денег, плюнь ты на все!


Проигрыш пенсионера
Наш герой признается, что хотел уж было махнуть рукой. Наверное, если бы не его работа в милиции и полиции, так бы и сделал. Но живет в нем твердая уверенность, что без веских доказательств его не могут признать виновным в том, в чем он не виноват.
Чем дело закончилось? Пока что — проигрышем пенсионера. Суд первой инстанции счел представленную Tele2 электронную справку о долге и копию договора Микелсонса с Baltkom GSM от 1997 года достаточным основанием для удовлетворения просьбы истца. К телефонному долгу прибавились судебные издержки. В итоге пенсионер “попал” на 143 лата 20 сантимов. И при этом так и не получил ответа ни на один свой вопрос. И счетов за те давнишние разговоры тоже не увидел. Хотя очень хотел. И до сих пор хочет.
Поэтому решил не сдаваться. Теперь будет искать правду в Окружном суде, куда подал апелляцию. А пока суд да дело, на его адрес пришло новое предупреждение от Tele2 — срочно уплатить долг в размере 49 латов за разговоры по второму мобильному телефону — за все тот же 1998 год…

02.12.2005 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий