Как «Латвэнерго» рабочих «подвесило»

Компания "Латвэнерго" жалуется на убытки и рост цен, все время выступает за увеличение тарифов на электроэнергию и в то же время предпочитает сама же использовать более дорогие услуги крупных фирм, избавляется от собственных дешевых филиалов и ни во что не ставит труд рабочих, которые десятилетиями служили родному предприятию верой и правдой.

Акционерное общество подало в суд на 135 человек, которые настаивали на сохранении своих рабочих мест. Миллион испарился неожиданно…

За ситуацией с “подвешенными” рабочими пристально следят все латвийские СМИ. А на днях бедолаги обратились за поддержкой и в “Вести Сегодня”. Подробно о практически безвыходной ситуации нашим корреспондентам рассказал один из активистов “движения сопротивления” Валдис Берзиньш — рабочий из отдела обслуживания помещений и территории Плявиньской ГЭС ликвидированного филиала “Латвэнерго” Serviss.

— Официально мы, бывшие рабочие филиала, называемся сейчас “группой простоя” при центральной администрации компании, — говорит г–н Берзиньш. — В середине 90–х при “Латвэнерго” был создан филиал Serviss, который обслуживал каскад трех ГЭС на Даугаве и другие объекты акционерного общества от Риги до Вентспилса. Мы занимались ремонтными работами, убирали внутренние помещения и открытые территории, выкашивали траву и так далее. В прошлом году вдруг появилась информация, что от наших услуг — более двух сотен человек! — компания откажется в пользу одной частной фирмы. Причина якобы заключалась в следующем: у нашего филиала за последние три года накопились огромные убытки — более миллиона латов. Откуда они могли появиться — дело темное, ведь всю деятельность Serviss курировали “хозяева” — компания “Латвэнерго”?

И если у нас накопилось столько убытков, так ведь не сразу же, а постепенно, из года в год. Спрашивается, чего же все это время ждало руководство “Латвэнерго”? Летом прошлого года на общем собрании наши рабочие задали этот вопрос председателю правления “Латвэнерго” Карлису Микельсонсу, но он лишь заметил: “Я все время надеялся, что ситуация изменится. Верил директору Serviss Гунару Емельянову”. (К слову, он теперь, после закрытия филиала, работает в Риге директором нового музея “Латвэнерго”.)

Изменится? Но как? Мы же не производство, которое вдруг найдет инвестора, начнет выпускать новую продукцию, станет приносить миллионы прибыли и погасит убытки! Иными словами, я считаю, наш филиал специально довели до такого состояния, когда его можно легко закрыть и освободить местечко частной фирме, — полагает Валдис Берзиньш. — И таковая быстро нашлась!

Экономика не должна быть экономной

— “Латвэнерго” объявило конкурс среди разных крупных фирм, готовых перенять деятельность Serviss, и победила в нем мощная компания RBS Skals, — продолжает рассказ Валдис Берзиньш. — Руководство “Латвэнерго” посчитало, что услуги RBS Skals будут значительно дешевде наших. Ничего подобного! Причем мы, как потом оказалось на практике, все делали лучше и аккуратнее. А вот и расклад явной “экономии” средств…

За проводимую дважды в год генеральную уборку территорий на каскаде ГЭС филиал Serviss получал от “Латвэнерго” 168 Ls за гектар, за простую и регулярную — 84 Ls. Зато RBS Skals за уборку только одного гектара — 480 Ls, а за генеральную (дословно в переводе с латышского — “интенсивная уборка”) — 1800 Ls в год. За выполнение дополнительных не указанных в договоре работ, например замену замков в дверях, в RBS Skals человеко-час стоит минимум 6,20 Ls, максимум — 12 Ls. В филиал Serviss человеко-час стоил 1,55 Ls…

Филиал Serviss за полное обслуживание трех ГЭС получал 220 000 Ls в год (в эту сумму входили зарплаты, необходимые материалы, бензин и прочее), а RBS Skals имеет 537 000 Ls. Поскольку цифры получены из анонимных источников (официальная информация строго конфиденциальна), то утверждать ничего не беремся, информация относится к классу “неподвержденная”.

— То есть “Латвэнерго” экономит весьма оригинальным способом: отказываясь от услуг дешевого проверенного и собственного филиала, оплачивает по договору дорогую работу большой фирмы, — подчеркнул Валдис Берзиньш. — Многие рабочие “Латвэнерго” считают, но доказать, понятно, не могут, что уничтожение филиала произошло с подачи бывшего члена правления компании Матиса Паэгле (им еще занималась Полиция безопасности по факту пропажи секретных документов компании).

И именно Паэгле, когда речь зашла о том, что в результате закрытия филиала Serviss многие люди окажутся без работы, в конце прошлого года подал от имени компании в суд на 135 человек (в том числе и на ветеранов труда, чей стаж превышает 35 лет), поскольку они не захотели увольняться или переходить в RBS Skals. Благо вовремя вступился профсоюз рабочих “Латвэнерго” — “Энергия” и посчитал увольнение абсолютно незаконным. Так начались долгие судебные разбирательства, — говорит собеседник.

Денег меньше, работы — больше

— Может, стоило пе-рейти в RBS Skals? Судите сами. Дело в том, что в договоре между “Латв-энерго” и фирмой RBS Skals, которая по взаимному соглашению должна была предоставить места людям из филиала Serviss, опустили немало важных моментов. Грубо говоря, мы при переходе на RBS Skals теряли в год по меньшей мере 30% трудового дохода, включая социальные гарантии, обязательное страхование…

При том что работы у людей существенно прибавлялось, поскольку в услугах очень многих компания RBS Skals просто не нуждалась, как, к примеру, десятков уборщиц и строителей.

Да, кого–то из 224 человек фирма RBS Skals действительно переняла, другие добровольно уволились, договорившись с “Латв-энерго”, некоторые просто опустили руки… А мы — 26 человек (хотя в начале года было 44) — продолжали бороться за свои права, к примеру чтобы компания “Латвэнерго” заплатила достойную компенсацию или приняла на нормальную работу, — подчеркивает Валдис Берзиньш.

На тропе войны

— Пока идут суды мы получаем, как и прежде, зарплату на “Латвэнерго”, но часов работы у нас — 0. Так почему, спросите, мы жалуемся? Сейчас все в стадии судебных разбирательств, а когда это закончится, мы, возможно, вообще окажемся не у дел… Хотя нас защищает профсоюз рабочих “Латв-энерго” “Энергия”, в котором также объединены и люди из уничтоженного филиала, однако что он реально может изменить? — с печалью в голосе подвел итог Валдис Берзиньш.

В свою очередь, заведующий части обслуживания RBS Skals Виталий Раса заметил “Вести Сегодня”, что компания действительно готова была перенять не всех рабочих из филиала Serviss, а только самых нужных. “Некоторым людям мы даже повысили зарплаты!” — сказал г–н Раса, хотя и не отрицал, что нагрузки у них прибавилось. А по поводу разницы цен на услуги филиала Serviss и RBS Skals г–н Раса отметил: "Просто так “линейкой” сравнивать цены некорректно. Да, мы с “Латвэнерго” берем больше, однако у нас и ответственность выше…"

Корреспонденты нашей газеты обратились за комментариями в “Латв-энерго”. Заведующая проектами акционерного общества Виктория Калниня прислала по е–мейлу письмо, в котором отметила, что действительно, в результате сотрудничества с RBS Skals от услуг многих рабочих пришлось отказаться.

“Сейчас 26 человек — работники бывшего филиала Serviss, с которыми не удалось возобновить трудовые отношения, находятся в "простое"… “Латвэнерго”, желая прекратить с ними отношения, подало в суд… “Простой” продлится до завершения судебного процесса…" А что потом? Иными словами, ничего хорошего бедолагам не светит. “Вести Сегодня” будет следить за ситуацией.

25.11.2005 , 14:37

"Вести сегодня"


Написать комментарий