Почему 18 ноября – праздник не для всех

18 ноября сегодня является праздником лишь для 5 процентов латышей и 2 процентов нелатышей - таковы итоги недавнего социологического опроса, проведенного недавно Балтийским институтом социальных наук.


Почему же абсолютное большинство опрошенных спустя 15 лет после повторного провозглашения независимости не считает эту дату праздничной?

Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что провозглашение в ноябре 1918 года Латвийской Республики и образование опирающегося на поддержку кайзеровской армии правительства Карлиса Улманиса не пользовались особым авторитетом среди населения, которое в этот период отдавало предпочтение Советской власти. Историки, которые писали на эту тему в 20-е, 30-е или в послевоенные годы, единодушно подтверждали тот факт, что у созданного в ноябре 1918 года правительства Улманиса не было реальной поддержки в народе.

Тогдашний глава американской миссии в Прибалтике писал: «Нынешнее правительство Латвии крайне слабо и не представляет латышский народ. Оно было бы немедленно свергнуто, если бы состоялись народные выборы».

Часть населения сохранила память о Советской Латвии 1919 года. А государственный переворот 15 мая 1934 года способствовал сохранению этой памяти. Поэтому создание Латвийской ССР в июле 1940 года и ее существование до 4 мая 1990 года для части населения было продолжением советских традиций, сформировавшихся еще в 1917- 1919 годах.

В период третьей Атмоды по этим традициям был нанесен ощутимый удар, поскольку было признано, что сталинский тоталитарный режим, мягко говоря, не имел ничего общего с демократией. Однако то, что справедливо по отношению к режиму Сталина, уже не вполне применимо по отношению к периоду правления Хрущева, еще менее – к периоду правления Брежнева, и уже почти совсем неприменимо по отношению ко времени Горбачева.

Вторая причина того, почему 18 ноября для большинства из нас сегодня не является праздником, связана, очевидно, с тем, что те жители Латвии, которые не относят себя к приверженцам СССР, тоже видят, что то, что получилось на 15-м году существования ЛР, увы, совсем не соответствует тому, за что они выступали в период Атмоды.

Курс правящей элиты на признание преемственности Латвийской Республики до 1940 года с неизбежностью привел к тому, что после 1991 года в политике латвийского государства вновь стал пропагандироваться культ диктатора Улманиса и проводиться курс на строительство так называемой латышской Латвии, ликвидацию образования на русском языке и по сути дела реабилитацию фашизма.

С другой стороны, общество столкнулось с огромными социальными проблемами: 100000 человек были выселены из денационализированных домов, социальное расслоение увеличивается, медицина становится все менее доступной, а образование – все менее качественным и все более дорогим и политизированным.

Сегодня на фоне каждодневно растущей дороговизны и чудовищно низких зарплат и пенсий, на фоне постоянного свертывания гражданских свобод как не помянуть добрым словом бесплатную медицину и бесплатное образование, возможность в 70- 80-е годы ежегодно отдыхать в Сочи, а в период гласности – говорить все, ничего не боясь.

Итог 15-летнего развития был хорошо виден 4 мая этого года. В этот день министерство внутренних дел под руководством Эрика Екабсонса сосредоточило у памятника Свободы столько полицейских, что их количество едва ли не превышало число тех, кто пришел в центр города для участия в праздничной церемонии. Эта картина невольно наводила на мысль, что власть имущие боятся собственного народа. И что празднование 15-й годовщины принятия Верховным Советом ЛР декларации государственной независимости Латвии – это не народный праздник, а закрытое мероприятие, организованное властями под строгой охраной для себя и кучки «правильных» латышей.

Спустя полгода, приняв недемократические поправки к закону «О шествиях, митингах и пикетах», власть еще более отгородилась от народа.

Ну и откуда же тут взяться энтузиазму?

17.11.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий